Китай-город – лучшая в мире подставка XVI века под теплотрассу

После январского потопа на столичной Китайгородской стене, как, может быть, помнят читатели, я направил руководителю Департамента культурного наследия Москвы Алексею Емельянову небольшой электронный запрос.
Меня интересовало, в частности, следующее.
Приняты ли Мосгорнаследием после водной аварии необходимые меры, а именно: проверка состояния и использования объекта культурного наследия; фиксация повреждений объекта; привлечение собственника (пользователя) объекта к ответственности за действия (бездействие), повлекшие причинение ущерба памятнику; понуждение собственника (пользователя) объекта к принятию неотложных противоаварийных мер по предотвращению дальнейшего разрушения объекта.
А также – будет ли наконец вынесена с боевого хода Китайгородской стены теплотрасса и прочие технические коммуникации, чреватые, как мы только что видели, вредоносными для памятника авариями и мешающими превращению его в объект туристического показа.
17 февраля 2021 года я получил из Мосгорнаследия ответ за подписью начальника Управления территориального контроля Департамента Олега Голосного. Публикую его, хотя не вполне понимаю.
Из письма Мосгорнаследия следует, что обследование стены и фундаментов после аварии на предмет появления трещин и разрушений будет проведено «при установлении положительной среднесуточной температуры окружающего воздуха». После чего проект реставрации, возможно, скорректируют. А что, при отрицательной среднесуточной температуре трещины и вывалы кладки не видны? Как же продолжать реставрационные работы на стене (а они там начаты), не представляя, в каком состоянии памятник после аварии и намокания 495 кв. м кладки и 110 погонных метров фундамента?
«Объект находится в собственности города Москвы», – сообщает Мосгорнаследие. А собственник не хочет взыскать с тех, по чьей вине случилась авария? А Мосгорнаследие, как блюститель интересов пострадавшего памятника – не хочет? Вопрос остался без ответа.
И наконец, теплотрасса с «байпасом» в единственной сохранившейся подлинной башне Китай-города. «В рамках разработки проектной документации Мосгорнаследием неоднократно прорабатывался вопрос выноса тепловой сети с боевого хода Объекта, – пишет охранный Департамент. – Учитывая плотность застройки территории, а также, что указанная тепловая сеть постоянная и действующая, вынос тепловой сети с Объекта не представляется возможным».
А вот как бы еще добиться, чтобы Мосгорнаследие учитывало требования федерального закона о памятниках истории и культуры? «На территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях».
А здесь ведь теплотрасса даже не на территории, а на самом памятнике! Насчет сохранности – мы все видели в январе. А «функционирование» – готово ли Мосгорнаследие подписаться под тем, что объект культурного наследия федерального значения приспособлен в Москве для прокладки по нему теплотрассы, к памятнику не имеющей никакого отношения?
Самая лучшая в мире подставка XVI века под теплотрассу. Странно, что это еще не удостоено приза «Московской реставрации» или выставки «Денкмаль».
Константин Михайлов