Мосгорнаследие арестовало остатки дома Танеева
Исчезновение столичного объекта культурного наследия федерального значения – Дома, в котором в 1904-1915 гг. жил композитор Сергей Танеев (Малый Власьевский пер., 2/18, стр. 3) не осталось незамеченным компетентными органами.
Уже на прошлой неделе внимательные читатели сайта Мосгорнаследия могли заметить, что оно провело по указанному адресу мероприятие под названием «Осмотр» и по результатам оного выдало «предписание о приостановке земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных, дорожных и иных работ».
Предписание было выдано, увы, с некоторым опозданием, поскольку ко времени прихода инспекторов госоргана на объект федерального значения – он уже отсутствовал. Присутствовали некоторые остатки бревенчатого сруба, разложенные в разных местах стройплощадки.
24 июня 2016 года Мосгорнаследие распространило официальный пресс-релиз, из которого любознательные горожане могли узнать, что департамент выявил нарушения законодательства: «Установлен факт ведения работ по разборке объекта методом раскатки с отклонением от согласованного Мосгорнаследием проекта, что является нарушением статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"».
Дом Танеева, пояснял департамент, «находится в собственности Российской Федерации, в оперативном управлении ФГУК "Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки"». По заказу музея, распоряжающегося домом с 2008 года, и проводились работы, конечной целью которых является создание в доме мемориального музея известного композитора. Это не шутка.
Поскольку полную разборку федерального памятника с госорганом никто не согласовывал и даже не обсуждал, «подрядной организации ООО "СтройИнжРеставрация" вручено предписание Мосгорнаследия от 10 июня 2016 г. о приостановлении проводимых работ на объекте, а также возбуждено дело об административном правонарушении с проведением административного расследования по части 1 статьи 7.13 КоАП России».
Кроме того, Мосгорнаследие направило письмо в Минкультуры РФ: «О поручении провести проверку в отношении подрядной организации – ООО "СтройИнжРеставрация", по результатам которой предлагается рассмотреть вопрос о привлечении подрядной организации к административной ответственности с последующим приостановлением действия либо аннулированием лицензии».
Днем ранее, 23 июня, инициаторы радикальной «реставрации» разъяснили мотивы своих деяний столичному новостному телеканалу.
В его оптимистической версии, «в Москве началась реставрация знаменитого дома Танеева».
Справедливости ради стоило бы сказать, что она кончилась, не успев начаться. То, что будет на объекте дальше, стоило бы называть каким-нибудь другим словом.
В телерепортаже «подрядчики оправдываются: разобрать флигель полностью пришлось из-за ветхости». Елена Николаева, представленная здесь как «автор проекта реставрации», поясняет, что «ремонтные работы, которые были выполнены в 1970-х годах, практически полностью изменили всю планировку этого здания и привели к потере и утрате очень многих первоначальных элементов». Согласно этой версии, фундамент частично разрушился, бревна сруба «сохранились лишь частично» и покрылись плесенью. «Сейчас эти бревна промаркированы и обработаны антисептиком. Все они станут частью нового дубового сруба, который превратится в мемориальный дом-музей композитора Танеева».
Первый заместитель гендиректора Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки Владимир Лисенко обещает, что «здесь будут восстановлены две комнаты, в которых будут рояль и личные вещи Сергея Ивановича, будет небольшая музыкальная гостиная, украшением которой станет исторический рояль, который сейчас у нас в музее».
Новый дубовый сруб с мемориальным роялем, как сообщается, откроется в качестве музея уже через год.
Произошедшее с домом напоминает тщательно спланированную спецоперацию. По данным из Мосгорнаследия, разрешение начинать реставрационные работы было получено подрядчиками 6 июня, а 10-го дома Танеевых уже не было. Однако наблюдения активистов «Архнадзора», которые и известили Мосгорнаследие об исчезновении памятника, свидетельствуют о том, что работы на объекте начались уже в конце мая, а к 5 июня он был уже полуразобран: не было кровли, а стены сруба сохранялись уже весьма фрагментарно.
По нашей информации, проект реставрации Дома Танеева был согласован Мосгорнаследием еще в 2012 году. Уже тогда техническое состояние сруба внушало опасения; однако проект предусматривал переборку здания с заменой некондиционных участков сруба методом лифтинга, полная же разборка упоминалась лишь в качестве возможной крайней меры. По версии подрядчиков, начав работы, они убедились в аварийном состоянии конструкций, составили о том акт совместно с реставраторами и представителями заказчика, после чего самостоятельно приняли решение о разборке федерального памятника и стремительно воплотили его в жизнь. Без санкции госоргана охраны культурного наследия. Большинство материала разобранного дома уже вывезены из Малого Власьевского переулка в Подмосковье.
Как подчеркивают наши источники, подрядчики и реставраторы, ведущие авторский надзор, не имели права действовать столь своевольно и радикально. Даже если сруб был и в самом деле так плох, они должны были подготовить техническое заключение, корректировку проекта производства работ, согласовать эти изменения с Мосгорнаследием и только после этого приступать к каким-либо манипуляциям с объектом.
В настоящее время, помимо возбуждения административного производства, Мосгорнаследием наложен арест на имеющиеся на участке остатки федерального памятника – с тем, чтобы их не вывезли в неизвестном направлении и использовали в дальнейшем при восстановлении дома. На следующей неделе Мосгорнаследие намерено провести совещание с представителями заказчика, подрядчика и реставраторами, чтобы «понять, что делать дальше с объектом».
От себя добавим, что примерно по такому же сценарию проходили в Москве в 2014 году «реставрации» городской усадьбы 1817 года на Большой Ордынке, 46 и палат XVII века на Остоженке, 19. Гневные официальные пресс-релизы, административные дела и судебные процессы заканчивались лишь штрафами.
Так что от всей души желаем Мосгорнаследию успеха в борьбе с нарушителями законодательства в Малом Власьевском переулке.
Досье. Дом Танеева – это флигель городской усадьбы полковника Я.А. Казаринова, главный дом которой, к счастью, пока не предназначен под чей-либо мемориальный музей и потому сохраняется по соседству. Деревянное здание с резными наличниками, выходившее на красную линию Малого Власьевского переулка, оказалось вписанным в культурную летопись Москвы благодаря композитору Сергею Ивановичу Танееву, который жил в нем до самой своей кончины в 1915 году. Здесь у Танеева собирались его знаменитые друзья и знакомые: поэт Андрей Белый, ученые К.А. Тимирязев и А.Г. Столетов, художник А.М. Васнецов и художественный критик В.В. Стасов, композиторы Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов, А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов, Р.М. Глиэр, С.Н. Василенко и др. Танеев устраивал здесь многолюдные «музыкальные вторники», на которых, бывало, исполнял свои новые произведения.
В доме Танеева, по отзывам бывавших в нем, «все отзывалось стариной: низкие потолки, незатейливая громоздкая старенькая мебель, высокая конторка с сильно потертым красным сукном, служившая вместо письменного стола, старенький рояль, фисгармония, простой обеденный стол, книги и ноты без конца - на полках, на столе, на окнах».
Фото: «Викимапия», Андрей Новичков, Мосгорнаследие.