Мосгорнаследие послушалось Гоголя

23.04.2016
Мосгорнаследие послушалось Гоголя

Как будто последовав завету Николая Гоголя –

«Башни огромные, колоссальные необходимы в городе… Кроме того, что они составляют вид и украшение, они нужны для сообщения городу резких примет, чтобы служить маяком, указывавшим бы путь всякому, не допуская сбиться с пути. Они еще более нужны в столицах для наблюдения над окрестностями» -

Департамент культурного наследия Москвы официально объявил 22 апреля, что остановил  работы по сносу двух башен начала XX века, украшающих старинные комплексы на Большой Почтовой улице, 30 и 34.

“В связи с поступлением в Мосгорнаследие заявлений о включении двух сооружений начала XX века "Водонапорная башня ткацко-аппретурной фабрики М.И.Карякина, построена между 1907 и 1910 гг." (ул. Большая Почтовая, д. 34, стр. 7) и "Водонапорная башня мыловаренного завода Т.Ширмер, 1904 г., арх. И.М.Цвиленев" (ул. Большая Почтовая, д. 30, стр. 3 (часть)) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, сотрудниками Мосгорнаследия 21 апреля 2016 г. осуществлен выезд на объекты.

В ходе осмотра сооружений зафиксированы факты проведения работ по их реконструкции.

На время проведения Мосгорнаследием работы по установлению историко-культурной ценности строений, по которым поступили заявления о включении в единый реестр, собственнику и застройщику направлены предписания о приостановлении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ”, - подчеркнул Департамент.

Продемонстрировав тем самым пример профессиональной и оперативной работы в полном соответствии с законом - и смыслом своего существования.

Снос одной из башен, ширмеровской, начался 19 апреля и за сутки был доведен почти до конца. 

b16.jpgb17.jpg

Огромная территория т.н. “Рубцовской промзоны” отведена под новую жилую застройку, и башни, как и другие интересные производственные здания конца XIX – начала ХХ вв., должны стать жертвой этого «мудрого» решения. Парадоксально, что ценность башен никем не оспаривается, и их можно было «вписать» в новые комплексы. Но ради удобства застройщика, чтобы не заставлять его возиться с сохранением подлинных сооружений на исторических местах, башни были приговорены к сносу и воспроизведению на новом месте – вплоть до перестановки одной из них на другой берег Яузы!

В публикации «Архнадзора» подробно прослеживается история двух соседних старинных промышленных комплексов на берегу Яузы: Мыловаренного завода «Ширмер и Ко» и Ткацко-аппретурной фабрики Карякина.

Производственный корпус завода Ширмера построен в 1874 г. по проекту инженера Николая Левачева, впоследствии расширялся пристройками. В 1904 г. архитектор Ипполит Цвиленев пристроил к северо-западной части производственного корпуса водонапорную башню.

b14.jpgb12.jpg

Водонапорная же башня ткацко-аппретурной фабрики Карякина построена предположительно между 1907 и 1910 гг.

b13.jpg

В соответствии с приемами архитектуры “старого прома”, обе башни отталкиваются от романтических образов европейских замковых «донжонов». Фасады их украшены аркатурными поясами и декоративными фризами. Башни неплохо сохранились и, конечно, могли бы стать изюминками любого нового комплекса, если бы девелоперы и их верные архитекторы думали о таких материях.

В 2012 году “Моспроектом-2” был разработан проект планировки территории здешнего квартала № 1098. Проект предполагал снос всех исторических зданий обеих фабрик. “Архнадзор”, вступив в переписку с Москомархитектурой, добился исключения из перечня ‪сносимых строений выходящего на набережную трехэтажного корпус фабрики Карякина (вл. 34, стр. 6).

Затем вопрос о сносе исторических фабрик был вынесен на ликвидированную ныне столичными властями Комиссию по градостроительству в зонах охраны. 24 декабря 2014 года она приговорила к сносу все ценные исторические корпуса, кроме выходящего на набережную корпуса Карякинской фабрики. Башни, чья ценность никем не оспаривалась, было разрешено реконструировать «с разборкой и воссозданием наиболее ценных и архитектурно-выразительных элементов».

По проекту, «воссоздаваемая» башня фабрики Карякина будет пристроена к сохраняемому корпусу, а башню Ширмеров возведут заново на противоположном берегу Яузы, заставив ее охранять вход на новый пешеходный мост. Таком образом, подлинные башни будут утрачены, а “новоделы” превратятся в игрушку застройщика и архитекторов, которую можно произвольно переставлять куда заблагорассудится.

b15.jpg

Этот проект был, разумеется, одобрен Архсоветом Москвы,  и только чуткий к проблемам сохранения исторического города архитектор Юрий Григорян отметил: «В своей основе это очень здоровый проект, и я в целом могу поддержать его, за исключением позиции в отношении наследия. Несколько старых зданий — совсем небольшие куски исторической среды по сравнению с объемом новой застройки, и я бы их сохранил».

Теперь Мосгорнаследие остановило снос, и башни, вернее, то, что от них осталось, получили шанс выжить. Правда, призрачный, поскольку нет никаких гарантий: ни того, что спустя 90 дней будет официально подтверждена их историко-культурная ценность, ни того, что застройщик просто-напросто их не уничтожит до окончания разбирательства.

Фото: “Архнадзор”, Мосгорнаследие, А. Новичков

На главную