Мосгорнаследие создало прецедент исполнения закона

Мосгорнаследие создало прецедент исполнения закона

06.02.2015
Мосгорнаследие создало прецедент исполнения закона

Департамент культурного наследия Москвы приостановил снос комплекса строений в домовладении купца Михайлова на Большой Дмитровке, начатый застройщиком (ЗАО «Ингеоцентр») 4 февраля. 

Сообщение о том, что Мосгорнаследие направило застройщику предписание об остановке работ по сносу опубликовано на официальном сайте столичного органа охраны наследия несколько своеобразным полуофициальным способом – в разделе новостей СМИ, со ссылкой на сайт телеканала «Москва-24», который, в свою очередь, ссылается на Департамент культурного наследия Москвы.

Снос приостановлен несмотря на то, что осенью 2014 года он был одобрен Комиссией при Правительстве Москвы по градостроительству в охранных зонах (пункт 2.27 Протокола от 22 октября), и застройщик получил от городских властей все необходимые разрешения. Действия Мосгорнаследия по остановке работ по сносу вызваны, конечно, не восстанием против градостроительной политики мэрии по данному адресу, а со вступлением в силу с 22 января 2015 года изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия". Согласно его новой редакции, получив от гражданина заявление об обнаружении здания, заслуживающего, по мнению заявителя, включения в реестр объектов культурного наследия, региональный орган охраны памятников обязан в течение 90 дней организовать работы по определению историко-культурной ценности объекта. Такое обращение об обреченных на снос домах в Мосгорнаследие поступило. По смыслу закона, предмет историко-культурного разбирательства не может исчезнуть во время его проведения, и необходимо принять меры, обеспечивающие его сохранность. Это и сделал Департамент культурного наследия города Москвы.

Заместитель руководителя Мосгорнаследия Сергей Мирзоян комментирует ситуацию так: "Это первый подобный случай, он вызван именно изменениями в законодательстве. Мы пока приостановили работы на объекте, но далее нам нужно во всем разобраться и направить обращения министерству культуры, чтобы понять, что с такой ситуацией делать".

Согласно новой редакции Федерального закона о наследии, по истечении срока 90-дневного срока, установленного "пунктом 3" настоящей статьи, «региональный орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень».

Комментарий «Хранителей Наследия»: необходимость обращения Мосгорнаследия за разъяснениями в федеральный орган охраны наследия – Министерство культуры РФ, о котором говорит Сергей Мирзоян, можно объяснить следующим образом. Как гласит обновленная версия Федерального закона об объектах культурного наследия, «Порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации». Однако московского законодательного или нормативного акта, оперирующего именно такими терминами при определении именно этого порядка, пока не существует. Поэтому, выполняя требование федерального закона, региональный орган охраны памятников спрашивает у федерального – как его выполнять.

Парадокс, правда, состоит в том, что Минкультуры не обладает полномочиями по истолкованию законов.

Тем не менее, Департамент культурного наследия города Москвы создал (в первую очередь, для себя же самого) важнейший прецедент остановки работ, угрожающих существованию «объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия» - в целях исполнения требований федерального закона об определении историко-культурной ценности такого объекта в 90-дневный срок. Ранее при подаче гражданами рекомендаций о постановке на государственную охрану Мосгорнаследие ничего подобного не делало, указывая заявителям, что они должны сами организовать государственную историко-культурную экспертизу объекта. Новая редакция федерального закона о наследии, четко предписывающая региональным госорганам предпринимать вышеупомянутые меры при получении заявления от гражданина, сделала невозможной прежнюю практику, опиравшуюся на нормативные акты лужковского времени.

Все это, конечно, не означает, что исторический квартал на Большой Дмитровке спасен. «Хранители Наследия» будут следить за развитием ситуации.

На главную