На себя похож

18.08.2016
На себя похож

В начале августа 2016 года прогулка по Таганской площади в Москве сама по себе стала приятной новостью: многострадальный дом городской усадьбы (№ 88) стал похож сам на себя после многолетнего перерыва. Исчезла уродливая надстройка-нашлепка, вернулся классический фронтон. Реставрационные работы не закончены, но посмотреть уже есть на что.

Поскольку такие приятные события случаются нечасто, не можем пройти мимо.

Что случилось?

В ответ на запрос “Хранителей Наследия” Мосгорнаследие сообщило нам массу поучительной информации.

Официальное название памятника – «Городская усадьба В.Ф. Колесникова – Саргиных – М.Е. Шапатиной, кон. XVIII в. – нач. ХХ в. – Главный дом с торговыми помещениями, кон. XVIII в., 1810-е гг., сер. XIX в. , 1900-е – 1910 гг.», это объект культурного наследия регионального значения.

До 2007 г. облик здания соответствовал его громким титулам. В 1990-е его реставрировали, восстановили утраченный в ХХ веке пилястровый портик коринфского ордера на фасаде. Правда, от интерьеров к тому моменту уже мало что оставалось. Приватизированное здание было переоборудовано под два магазина и кафе (на первом этаже) и ресторан (на втором).

Но к 2007 году у частного собственника памятника – Анны Ивановны Зарицкой созрели в отношении его серьезные намерения, которые она принялась исполнять с беспощадной решимостью.

В результате самовольных работ 2007-2008 гг. над домом был надстроен уродливый мансардный этаж, с фасадов сбиты белокаменные карнизы, разрушены фронтоны, пробиты новые оконные проемы, а внутренние помещения были перепланированы.

«Зданию, - пишет нам Мосгорнаследие, - был причинен значительный ущерб, в результате чего установлен факт наличия физической угрозы утраты предмета охраны».

tag881.jpg

Так выглядел дом № 88 по Таганской площади в 2008 году

Заметим от себя, что если бы вандализм был своевременно пресечен городскими властями и силовыми органами (нарушения закона были видны невооруженным глазом), но и памятник был бы сохраннее, и не потребовалось бы последующих титанических усилий городского органа охраны памятников.

Но город Москва не искал легких путей. Он сначала позволил собственнику изувечить памятник, а потом развернул с ним борьбу.

Предписания Москомнаследия об устранении нарушений собственник игнорировал. В том же 2007 году Москомнаследие подало в Таганский районный суд иск об изъятии памятника у собственника. Судя по датам, пока вершилось правосудие, собственник продолжал планомерно искажать объект культурного наследия. 7 мая 2008 г. Таганский суд удовлетворил иск Москомнаследия, но приведение решения в исполнение заняло несколько лет. Собственник даже скрывался за границей, и посему невозможно было договариваться с ним о цене выкупа (по нашим гуманным законам, изъятие памятника, как бы его не изуродовал собственник – не конфискация, а принудительная продажа по договорной цене, т.е. за собственником-вандалом надо еще побегать ).

В 2009 году на средства города была снесена незаконная пристройка к памятнику. В июле 2010 года Москомнаследие отрапортовало  о пресечении деятельности зала игровых автоматов, располагавшегося в доме. На этот раз на помощь охранному госоргану пришла милиция, которая изъяла и вывезла «игровое оборудование», да еще и возбудила уголовное дело. И по 243 статье за уродование памятника, и по части 2 ст.171 УК РФ («Незаконное предпринимательство»).

Еще в октябре 2008 года Правительство Москвы выпустило распоряжение (№ 2305-рп) «О разработке проектно-сметной документации на реставрацию и воссоздание объекта культурного наследия по адресу: Таганская пл., д. 88, стр.1». Оно возлагало на Москомнаследие функции госзаказчика по разработке проекта реставрации за счет городского бюджета; стоимость этого предполагалось учесть при определении выкупной цены.

В ноябре 2011 года Мосгорнаследие утвердило предмет охраны памятника. 

В октябре 2012 года тогдашний глава Мосгорнаследия Александр Кибовский сообщил, что  дом на Таганской площади все же был «изъят» у частного собственника - за 126 млн рублей.

В том же 2012 году усадьба была сдана городом в аренду по программе «рубль за метр». Таким образом, процедура избавления памятника от уродовавшего его собственника заняла пять лет.

Как поведало нам Мосгорнаследие, арендатором памятника стало ООО «Во дворце», которое 11 июля 2012 года оформило на него охранное обязательство.

Арендатор обязался провести комплексное инженерное обследование здания, а затем противоаварийные и реставрационные работы по согласованному Мосгорнаследием проекту. Срок – «не позднее окончания пятого года аренды» (до февраля 2017 г.)

Проект реставрации и приспособления памятника был согласован Мосгорнаследием 14 августа 2014 г., разрешения на производство работ выдавались 29 августа 2014-го и 28 августа 2015 г.

К настоящему моменту арендатор произвел следующие работы: усиление фундаментов и стен подвала, реставрацию первоначальных белокаменных сводов и сводов Монье в подвале, усиление и вычинку несущих стен, восстановление фронтона главного фасада, конструкций и покрытий крыши, слуховых окон, закладку пробитых в 2007-2008 гг. окон на фасадах, усиление и ремонт межэтажных перекрытий, реставрацию пилястрового портика, рустовки 1 этажа, белокаменного цоколя и межэтажного карниза, отделку главного фасада.

Так что десятилетие начала вандальных работ 2007 года памятник имеет все шансы встретить, как будто их и не было.

10 лет жизни памятника… Никаких сообщений о личной ответственности прежнего собственника за содеянное. Да еще и 126 млн бюджетных рублей ему вернули. Когда очередной инвестор или частный собственник в вашем присутствии заведет песнь о том, какие у нас драконовские законы в области культурного наследия, расскажите ему этот случай.

Фото: Мосгорнаследие, К. Михайлов

На главную