Первоочередные работы два года спустя

19.08.2015
Первоочередные работы два года спустя

Мосгорнаследие сообщает, что на Доме Мануйлова (региональный памятник, ул. Достоевского, 19) начались противоаварийные работы. В пресс-релизе говорится: «21 июля 2015 года Мосгорнаследием было выдано разрешение на производство первоочередных противоаварийных работ по согласованному проекту. В соответствии с предписанием собственник должен провести все первоочередные и противоаварийные работы до 30 сентября 2015 г.»

Сам факт и начала работ на историческом здании, и то, что они согласованы (в наше время почти экзотическая редкость) не только радует, но и удивляет. Не прошло и двух лет… Хотя если быть точными, то все-таки прошло.

В конце июня 2013 года активисты «Архнадзора» увидели, что сохранный ранее дом стоит с распахнутыми окнами и дверями, во дворе идет монтаж электрогенератора. Сигнал в Мосгорнаследие действия не возымел, через пару дней на доме начался демонтаж крыши, внутренних стен и межэтажных перекрытий. Приезжавшие наряды полиции останавливали работы лишь на время. ОАТИ выписало штраф по новому прогрессивному тарифу и предписание о приостановке работ. Не помогло. Строители-гастарбайтеры все равно возвращались на объект, а их хозяева в частных беседах с градозащитниками не скрывали намерений надстроить мансарду и все внутри переделать… Ситуацию могло спасти только активное вмешательство Мосгорнаследия. И оно случилось 2 июля 2013 года. Ведомство выписало предписание о немедленной остановке несанкционированных работ, о чем были также извещены строители, ОАТИ, управа. Однако к тому моменту здание было уже вычищено изнутри, был сбит карниз, а барельеф над входом – главное украшение памятника - буквально вогнулся внутрь, лишившись опор.

И вот в таком виде Дом Мануйлова пережил две зимы. Все, на что удалось собственника сподвигнуть – это сделать временный навес, который, с учетом нашего брутального климата, больше носил условный характер, чем реально от чего-то защищал израненный дом. Даже фальш-фасад за эти два года не менялся и превратился уже в клочья. Но хоть кое-как загораживал барельеф. А тот - видимо, всем смертям назло, решил держаться до последнего и не рухнуть прямо на тротуар. К счастью, прохожие этого не знали и не видели. Однако риск существовал вполне реальный: опасная зона у дома не была ничем огорожена.

«Архнадзор» настаивал на привлечении разрушителя памятника к уголовной ответственности по статье 243, однако, насколько можно судить по информации из открытых источников, собственник отделался рядом штрафов. Очевидно, что его надежды на быструю надстройку дома и рядовой бюджетный ремонт рухнули. Да еще и ситуация попала под особое внимание Мосгорнаследия, СМИ и градозащитников. Хозяина ждут траты совсем другого порядка: реставрация не ремонт, так что собственник наверняка не рад, что связался с исторически памятником, да и вряд ли теперь горит желанием подобных инвестиций. Не оттого ли и первоочередных работ ждали два года? И если полноценную консервацию сделают только-только, то в каком же виде дом придет к реставрации?                  

Кстати, Мосгорнаследие сообщает, что проект реставрации подготовлен, требуется уладить некоторые административные процедуры.

Формулировка не сильно обнадеживает, хоть ведомство и «держит ситуацию на контроле».

Досье: Большинство источников называет первым владельцем особняка по адресу ул. Достоевского, 19 адвоката И.М. Мануйлова, а его архитектором - известного московского мастера Николая Ивановича Жерихова. Двухэтажное здание является ярким образцом неоклассики 1910-х годов, что прекрасно отражено в его фасадной декорации, богатой стилизованными неоклассическими элементами – здесь нашли себе место конные всадники и пальметты, венки и лира. Компактный объём особняка органично вписан в окружающую застройку и является изящным дополнением архитектурной темы улицы, тон которой задают расположенные напротив комплексы Александровского института и Мариинской больницы постройки И. Д. Жилярди. И хотя современные жилые дома подступают близко, улицу всё же «держит» классицистический стержень – классика двух комплексов начала XIXв., неоклассика нашего особняка и завершающая точка, ампирная советская звезда театра Советской армии.

Когда адвокат Мануйлов заказал особняк, здесь уже ходил трамвай, а нечётная сторона улицы (тогда это была Божедомская) была застроена деревянными домами. Трамвай ходит и сейчас, но малоэтажная застройка постепенно уступила место масштабным жилым домам.

Фото: Евгения Твардовская

На главную