Праздник Черкизову, горе Богородскому
Департамент культурного наследия Москвы обнародовал несколько октябрьских решений о включении объектов в госреестр объектов культурного наследия – либо отказе в этом.
Среди этих решений выделяется, безусловно, признание памятником регионального значения бывшей Пожарной части в Черкизове.
Зачисление ее в список выявленных объектов культурного наследия в начале 2016 года в ответ на заявление «Архнадзора» само по себе создало важный прецедент. К тому моменту существовало уже решение городских властей о сносе здания и коммерческой застройке участка. То, что Мосгорнаследие нашло в себе желание и силы повернуть, казалось бы, решенное дело вспять – останется в истории.
Не помог осуществлению коммерческих планов и поджог здания в октябре 2016 года. Мосгорнаследие осталось глухо к призывам и соблазнам снять с поврежденного здания охранный статус. Теперь Пожарное депо – в реестре. Историческому Черкизову, от которого так мало осталось, подарен праздник. Вопрос только в том, как добиться от собственника проведения противоаварийных, а потом реставрационных работ.
Нельзя не отметить и зачисление в реестр т.н. «Дома Перова» на углу Тверской улицы и Садового кольца, слухи о скором сносе которого ходили еще в начале 2000-х гг.
В «отказники» попали дом № 3 во 2-м Неопалимовском переулке и, к большому сожалению и разочарованию, два здания в соседнем с Черкизовом Богородском. Завод «Красный Богатырь» и еще одна пожарная часть (советских времен) по соседству.
Мосгорнаследие продекларировало согласие с более чем спорной историко-культурной экспертизой авторства Е.Е. Соловьевой от 15 июля 2017 года и отказало этим объектам во включении в реестр памятников.
Казалось бы, в этом не было нужды – ведь они даже не были выявленными объектами. Однако в соответствии с экспертизой А.Л. Баталова, выполненной в 2014 году, завод и пожарная часть получили статус исторически ценных градоформирующих объектов. И с этой экспертизой Мосгорнаследие тогда же официально согласилось.
А теперь это согласие отменило, ради нового сердечного согласия с выводами Е.Е. Соловьевой.
Причину этого переменчивого согласия прекрасно сформулировал еще в начале сентября 2017 года «Архнадзор»: «Вопрос включения построек «Красного Богатыря» в единый государственный реестр уже был рассмотрен аттестованным экспертом А.Л. Баталовым в 2014 году. Именно он принял экспертное решение о присвоении двум постройкам завода статуса ценных градоформирующих объектов, он же составил перечень особенностей этих объектов, требующих обязательного сохранения. Зачем же возвращаться к вопросу о статусе этих построек?
Ответ очень прост: собственник захотел снести всю старую застройку территории завода, включая и ценные градоформирующие объекты, чтобы заработать на новом строительстве по максимуму. И тогда за дело взялся аттестованный Министерством культуры РФ эксперт Е.Е. Соловьева.
В результате мы получили прецедент, по которому поверх экспертизы А.Л. Баталова, выполненной в 2014 году и относящей указанные строения к ценным градоформирующим объектам, делается новая экспертиза документов Е.Е. Соловьевой с целью снятия этого статуса ради тотальной зачистки территории. Она предполагает снос зданий пожарной части и главного корпуса бывшего завода «Красный Богатырь»».
Замечания к экспертизе Е.Е. Соловьевой, поданные градозащитниками в ходе общественного обсуждения, не были приняты во внимание.
Следовательно, в скором времени сбудется и горький прогноз «Архнадзора»: «Снятие статуса ценных градоформирующих объектов с двух исторических построек однозначно повлечет за собой их снос. Собственно, для этого и появилась новая экспертиза. Утрату корпусов «Красного Богатыря» и пожарной части можно будет приравнять к полной потере Богородским своего исторического лица. Ведь кроме замечательного деревянного храма Преображения Господня на Краснобогатырской улице практически ничего больше и не останется».
Как сказал поэт, «вот такая в те годы была униформа московских окраин».
Фото (С. Клычков): черкизовская Пожарная часть до поджога