Реставрация Дома Муму. Часть II
"Хранители наследия"
Отреставрированный дом-музей И.С. Тургенева в Москве (Остоженка, 37/7) планируют открыть в 2018 году к 200-летию писателя. Об этом журналистам рассказали на пресс-конференции. Работы уже начались. Евгений Богатырев, директор Государственного музея А.С. Пушкина, филиалом которого является музей Тургенева, сообщил, что закончена проектная часть и получены необходимые согласования.
"Функцию проектировщика выполнял сам музей, поскольку только сам музей знает, что ему необходимо. А это еще и памятник федерального значения, поэтому у него было две экспертизы, на сегодняшний день все экспертные заключения уже получены", – подчеркнул руководитель Департамента культуры Москвы А.В. Кибовский.
На основе музея планируется создать единый культурно-досуговый комплекс. Дом приспособят под современное использование. В музее появится как постоянная, так и новая экспозиции. Также здание оснастят современным оборудованием.
Дом-музей И.С. Тургенева, по словам руководителя ГКУ «Мосреставрация» Сергея Балясникова, находится в неудовлетворительном состоянии: «Потребуется серьезная восстановительная работа, чтобы привести его в порядок. Ремонтно-реставрационные работы рассчитаны на 650 календарных дней, на август 2017 г. запланировано окончание работ. Необходимо будет провести работы по ремонту кровли, крыши, фундамента, который находится в плачевном состоянии, сделать гидроизоляцию. Также сети в аварийном состоянии, они будут полностью заменены - это занимает практически 35% от стоимости реставрационных работ».
Глава компании-подрядчика - реставрационной фирмы РСК "Возрождение" Андрей Ивлиев сообщил на пресс-конференции, что деревянные перекрытия здания находятся в хорошем состоянии: "По проекту проектировщики заложили бетонные перекрытия, сейчас будем корректировать проект и оставлять деревянные перекрытия, с пропиткой, максимально сохраняя сруб. Ни о какой разборке не идет речь. Единственное, это повлечет за собой согласования с пожарными".
«Хранители наследия» уже обращались к теме предстоящей реставрации и публиковали комментарий архитектора-реставратора Игоря Киселева, который занимался памятником в 1970-х годах. На этот раз мы печатаем статью Игоря Андреевича о внутреннем оформлении Дома Муму. (Частично материалы вошли в книгу И.А. Киселева «Бумажные обои в интерьерах России XVIII-XX веков», издательство Academia). В 2018 году можно будет оценить, насколько полученный результат соответствует имеющейся информации о подлинной отделке парадных комнат.
Игорь Киселев
Все стены в интерьерах дома И.С.ургенева были сразу же после строительства оклеены бумагой. Большинство комнат отделаны фабричными обоями ручного производства, как это было принято во всех жилых домах Европы. Однако в России сложился особый тип отделки, который преобладал в парадных комнатах. Он заключался в оклейке стен простой бумагой и последующей монохромной окраской. Декоративный дизайн наносился только в верхней части стены и на потолке.
Фрагмент парадной залы
Зала - первое парадное помещение. Выполняет функции приемной, столовой и танцевальной залы. Может использоваться как детская, бильярдная или музыкальная комната.
Два цвета типичны для московской залы в ампирные времена: охра и серый. В послепожарной Москве стал преобладать серый. В цвет столовой красились фасады дома, поэтому тот активный голубоватый оттенок, который мы все наблюдали на обшивке дома Тургенева в последние годы, должен быть радикально откорректирован.
Все стены залы окрашены монохромно, декоративный дизайн нанесен только в верхней части стены. Он состоит из трех уровней: трафаретный бордюр, фриз и рисованная по бумаге поддерживающая часть интерьерного карниза, имитирующего профилировку реальной штукатурной тяги. На потолке ей соответствовала венчающая часть. Потолок окрашен в тон стены, серым, однако значительно более светлым, нежели стены. Художественные розетки в зале на потолке не были обнаружены, однако сегодня есть полный смысл попытаться найти следы от крюков в балках. Нетрудно предположить, что зала освещалась не люстрами, а стенниками и настольными шандалами. Следы от крепления стенников легко могут быть обнаружены в простенках. Архитектурные исследования могут дать бесценный и достоверный материал для формирования будущей экспозиции, где, как правило, фигурирует придуманное и не всегда грамотное насыщение интерьеров (например, люстры на внутренней лестнице или стенники в коридорах).
Отделка верхней части стены в гостиной
Принцип отделки стен и потолков в гостиной и спальной аналогичен отделке залы.
Отделка верхней части стены в гостиной
Гостиная предназначена для приема гостей. Обычно это вторая комната после залы и центральная в парадной анфиладе. В гостиной осуществляются салонные и дружеские контакты (деловые - в зале или даже в прихожей). В гостиной - однотонная окраска стен в глубокий и насыщенный синий цвет, который, наряду с палевым, является наиболее популярным цветом в московских гостиных послепожарного ампира. Однако в гостиной, как в "наиболее украшенной комнате", добавлены детали, которые отсутствуют в других парадных помещениях. Например, мраморные разводы по фризу. Или розетка для люстры в центре потолка на серо-голубом потолочном фоне.
Фрагмент розетки в гостиной на потолке
Помимо прочего, гостиная - единственная в доме комната, где натурными исследованиями обнаружен паркет. Обязательность паркетного фриза - один из разделов профессиональной мифологии, причем обычно проектируется фриз, собранный из поперечной клепки. Поперечная клепка начала свое победное шествие по паркетам во второй половине XIX в., а в 1826 г. никто еще не подозревал, что такие фризы вообще возможны. В зале и парадной спальной дома Тургенева полы оставались дощатыми. В этом легко убедиться, исследовав балки полов. Разумеется, дощатыми полы оригинально были во всех остальных жилых, подсобных и хозяйственных помещениях.
Отделка верхней части стены в парадной спальне
Парадная спальня по своим пространственным характеристикам близка более к гостиной, нежели к залу. "Парадная спальня" - словосочетание странное само по себе: спальня во все времена - помещение наиболее интимное и скрытое от посторонних глаз, в то время, как парадная анфилада - это пространство, предполагающее общий доступ. Дело в том, что в ампирном доме были другие спальни, а парадная - совмещала в себе функции кабинета и гостиной хозяйки. Сведения о потолочной розетке в спальне тургеневского дома противоречивы и требуют проверки. Сделать это можно, обследовав поверхность потолка (розетка?) и балки чердачного перекрытия на предмет наличия следов крюка для люстры. Зеленый цвет характерен в московских ампирных жилищах не только для парадных спален и кабинетов. Это наиболее популярный колер и для других комнат, в особенности для жилых.