Самая честная в мире власть
Как в Москве уничтожили трехэтажный дворец XVIII века
Константин Михайлов
О том, что 6 мая 2017 года в столице снесли городскую усадьбу Неклюдовой на Малой Бронной, 15Б, знает, пожалуй, уже вся Москва.
Не знает вся Москва, что именно и как именно она потеряла.
Выдающийся пример
К диагнозу «Архнадзора», который назвал этот снос “выдающимся примером градостроительного варварства и беззакония, недопустимого в столице цивилизованной страны” – мне решительно нечего добавить.
А впрочем, есть что. Это еще и совершенно выдающийся пример лицемерия и лжи столичной власти, без конца рассказывающей, как она сделала наш город мировым лидером в области реставрации исторических памятников.
Когда в заголовках новостей 6 мая замелькало “Мосгорнаследие опровергает обвинения Архнадзора в том, что в Москве на М.Бронной начали сносить историческое здание” - я даже не поверил глазам своим: что же тут можно опровергать? Зря не поверил.
История старинная
Должен извиниться - три дня назад, рассказывая о подготовке к сносу дома Неклюдовой, я невольно ввел читателей в заблуждение: назвал его зданием первой половины XIX века. Это неправда: согласно историко-культурному исследованию, выполненному в 1994 году за городской счет и по городскому заказу, этот дом существовал уже в 1768 году. Причем XVIII век здесь был не в основе, не в нижней части, как это часто бывает, а во всех трех этажах. Это тоже сказано в исследовании, сделанном под эгидой “Моспроекта-2” серьезными экспертами.
Дом Неклюдовой до начала погрома
Кстати, данные экспертов наглядно подтвердились при сносе: когда экскаватор крушил стены, в уровне третьего этажа, под белокаменным карнизом, показались железные “связи” с характерными проушинами, создававшие в старину каркас жесткости кирпичных зданий. Типичный проем строителей XVII-XVIII столетий.
Все эти исследования лежат в архивах Мосгорнаследия, Москомархитектуры и вполне доступны любому представителю городских властей, умеющему читать.
Если к умению читать прибавить еще и желание, этот любой представитель городских властей мог бы узнать о доме еще много интересного. Например, что с 1842-го по 1880-е годы здесь находилась первая в Москве детская больница (предтеча Филатовской) с церковью св. Татьяны Мученицы. В конце XIX – начале ХХ века в доме находились приют имени великой княгини Марии Максимилиановны, Арбатское городское училище. В 1906 году в этом здании открывается Народная Консерватория, музыкальная секция Московского общенародного университета, созданная знаменитым С.И. Танеевым «для распространения музыкальных знаний в широких слоях населения». Здесь работали выдающиеся русские музыканты: С.И. Танеев, А.Ф. Гедике, А.Б. Гольденвейзер, А.А. Крейн и многие другие.
Итого: трехэтажный дом XVIII века, по тогдашним меркам – небольшой дворец, пусть и перестроенный в XIX столетии. В нынешней Москве уже редкость. Да еще с такой биографией. Совершенно логичен и вывод историко-культурных экспертов 1994 года: “Учитывая значение здания в истории Москвы, оно должно быть поставлено на охрану как памятник истории и культуры. Рекомендуются научная реставрация уличного фасада”.
История новейшая. Эпизод 1. Апрель 2016 года
Как мы уже знаем, столичные власти эту рекомендацию не выполнили. Как мы еще помним, у Мосгорнаследия был шанс это сделать не далее как в апреле 2017 года, когда в департамент поступило заявление о придании дому статуса памятника. Но департамент в этом отказал: очевидно, всего вышеизложенного ему мало.
Впрочем, не будем наивны: для меня совершенно очевидно, что департамент не мог поступить иначе, поскольку все решения – и о сносе, и о новом строительстве здания высотой до 28 метров (вместо нынешних 16 с небольшим, т.е. как минимум 7 этажей вместо трех) - на высшем уровне столичной власти уже были приняты осенью 2016 года. По данному участку, как помнят читатели нашей предыдущей статьи, предполагался особый доклад мэру. Более того, на этот счет существовало некое специальное поручение Сергея Собянина от 7 апреля 2016 года.
Официально признав историко-культурную ценность дома Неклюдовой, присвоив ему статус памятника, не подлежащего сносу или надстройке, Мосгорнаследие фактически подняло бы знамя бунта против решений верховной городской власти. Так, видимо, у нас в городе устроена жизнь: тот, кто заявляет об историко-культурной ценности чего-нибудь, на что мэрия и ее друзья-застройщики положили глаз, невольно делается бунтовщиком.
Но необходимо отдать Мосгорнаследию должное: пока решение верховной городской власти готовилось и обсуждалось, оно честно пыталось выполнить свои обязанности по охране исторического здания, пусть и обделенного официальным статусом.
В апреле 2016 года департамент сообщает в официальном письме: “В соответствии с разработанным проектом режимов и регламентов (зоны охраны объектов культурного наследия – Ред.) здание по адресу ул. Малая Бронная, д. 15Б отнесено к исторически ценным градоформирующим объектам, для рассматриваемого участка № 9 установлен режим Р3(1), предусматривающий ограничение высотной отметки здания до 16, 38 м.
В связи с вышеизложенным Департамент считает возможным оформление ГПЗУ по указанному адресу в соответствии с разработанными режимами и регламентами (3 этажа с высотной отметкой от существующего уровня земли 16, 38 м)”.
То есть никакого сноса, никакой надстройки, а здание – исторически ценный объект.
Честная и принципиальная позиция органа государственной охраны культурного наследия, выраженная в официальном письме. № 1.
История новейшая. Эпизод 2. Апрель 2017 года
А теперь почитаем другое письмо, которое тот же самый Департамент культурного наследия Москвы направил год спустя, в апреле 2017-го, собственнику дома Неклюдовой – ООО “ЛидЭстейт”.
И помним при этом чтении, что Мосгорнаследие прекрасно знает – из цитированных выше исследований – о датировке, истории и ценности здания.
“По материалам кадастрового паспорта от 27 сентября 2016 года… объект капитального строительства по адресу: ул. Малая Бронная, д. 15Б представляет собой 3-этажное нежилое здание, общей площадью 2212,2 кв. метров, 1969 года постройки (! – Ред.)…
Департамент культурного наследия Москвы не возражает против проведения работ по разборке здания”.
Честная и принципиальная позиция органа государственной охраны культурного наследия, выраженная в официальном письме. № 2.
Между честными и принципиальными позициями № 1 и № 2 состоялось одно событие, о котором Мосгорнаследие также пишет в этом письме: Градостроительно-земельная комиссия города Москвы “6 октября 2016 г. (протокол № 33) согласилась с оформлением градостроительного плана земельного участка по адресу: ул. Малая Бронная, вл. 15Б с максимальной высотной отметкой проектируемого объекта – 28 м”.
А Градостроительно-земельную комиссию Москвы, как известно, возглавляет мэр Сергей Собянин.
Так самая честная и принципиальная в мире столичная власть уничтожила усадебный дворец XVIII века.
И попробуйте только подвергнуть сомнению московское мировое лидерство в области реставрации и охраны памятников.
Вечер 6 мая 2017 года на Малой Бронной, 15Б
Фото: “Хранители Наследия”, “Архнадзор”. Видео: "Архнадзор-ТВ"