Сказка о добром великане и Мальчике-с-пальчике

Сказка о добром великане и Мальчике-с-пальчике

11.12.2014
Сказка о добром великане и Мальчике-с-пальчике

Константин Михайлов, “Архнадзор”

На 11 декабря намечено очередное заседание Рабочей группы Комиссии Правительства Москвы по вопросам градостроительства в охранных зонах, на котором в очередной раз будет решаться судьба комплекса прекрасных зданий начала ХХ века на Садовнической улице 9, созданного по проекту известного архитектора московского модерна Э.-Р. Нирнзее.

Сценарный план

В прошлый раз, 28 ноября, добиться вожделенного решения о сносе не получилось.

Но попыток может быть сколько угодно. И даже просматривается сценарный план. 11 декабря – рабочая группа, 17-го – сама Комиссия. А в Новый год, когда у всех каникулы и все в разъездах – снос. Мы это уже проходили, так было ровно два года назад с флигелями Ново-Екатерининской больницы на Страстном бульваре, на месте которых теперь красуется воплощение чьей-то градостроительной мечты в 18 с лишним тысяч квадратных метров.

На Садовнической улице у инвестора - ООО «Великан-XXI век», связанного с петербургской девелоперской компанией ЛСР, с которой наши тамошние коллеги-градозащитники бьются за “Блокадную подстанцию” (гендиректор «Великана» Валерий Забелин в интервью московской прессе представлен как управляющий компанией «ЛСР. Недвижимость-Москва») мечты вроде бы и скромнее – всего 12 тыс. кв. метров вместо имеющихся 8-ми, но разрушительнее – 2 и 3 строение домовладения 9 должны быть снесены, а от главного строения 1 оставят только фасадную стену. 

Садовн91.jpg

Иначе не вырыть подземных паркингов в три яруса, требующихся по градостроительным нормативам, а если рыть не под пятном застройки, а под двором, то выйдет для инвестора слишком дорого.

И жалко, да придется?

Вот и весь сказ, и некуда деваться, и жалко сносить, да придется. Инвестор и так ждет 12 лет, он потратил почти 4 миллиарда рублей на расселение квартир. Городом все подписано еще при Лужкове, и подтверждено Градостроительно-земельной комиссией в 2011 году при Собянине, и даже разрешение на строительство Мосгостройнадзором выдано. Нет только разрешения на снос.

Про ценность домов Нирнзее на Садовнической писано-переписано, никто ее и не отрицает, кроме разве что инвестора. В основе строения 1, между прочим, дом 1820-х годов, принадлежавший выдающемуся общественному деятелю, дипломату, меценату, коллекционеру предметов искусства Н.Н. Демидову. Строение 2 – парафраз образа готического средневекового замка с островерхой башенкой, архитектура “серебряного века” высокой пробы. Его чертежи Мосгорнаследие публикует в издаваемых им журналах, где рассказывается о том, как реставрируются и сохраняются московские памятники архитектуры. 

Садовн92.jpg

Строение 3 – мемориальный адрес поэта Сергея Есенина и целой группы видных деятелей отечественной культуры начала ХХ века, посещавших располагавшуюся здесь редакцию литературного журнала “Млечный путь”. Да и владельцы начала ХХ века, купцы Приваловы, для которых Нирнзее строил этот комплекс – заметные фигуры в тогдашней московской истории, ктиторы соседнего храма св. Георгия в Ендове.

Но ничего, говорят нам: “родную” фасадную стену строения 1 реставрируют, фасад строения 2 восстановят как был, даже лучше, ну и с 3-м что-нибудь такое придумают. А то, что три здания объединят в одно и перекроют бывший двор стеклянной крышей, превратив в атриум – ну, так уж ли это ужасно?

И что же делать, если город все подписал? Кто будет возвращать инвестору без малого 4 миллиарда?

Садовн93.jpg

Кто должен платить?

Вот только нужно понять – что город подписал? Территория осуществления мечты ООО «Великан-XXI век» - это объединенная охранная зона, где по закону, невозможно новое строительство, а возможна лишь регенерация, т.е. восстановление объектов историко-градостроительной среды. Оставим в стороне даже тот факт, что эти объекты, которые эксперты при проведении историко-архитектурного обследования (на основе выводов которого якобы сделан нынешний проект) единодушно рекомендовали сохранить, вполне себе целы и в “регенерации” не нуждаются. Просто посмотрим на проект внимательно. Вместо трех отдельно стоящих зданий – единый массив “многофункционального комплекса”. Вместо открытого городского пространства двора – закрытый атриум. Меняется композиция, силуэт, тип, плотность застройки и застроенность территории домовладения. Этот проект не имеет ничего общего с “регенерацией” исторической среды и грубо противоречит федеральному и городскому законодательству о наследии и градостроительной деятельности в охранных зонах.

Это, в общем, не новость для “градостроительства” лужковских времен. Но допускать такой рецидив в 2014 году – для городских властей значит публично растоптать все свои столь вдохновлявшие нас некогда декларации о “новой градостроительной политике”.

Теперь вторая половина вопроса – кто должен платить за то, что город при Лужкове подписал, а при Собянине подтвердил, утвердил и согласовал подобные контракт и проект? Я абсолютно искренне считаю, что не город должен платить, а те, кто подписывал, подтверждал и согласовывал.

Во-первых, потому что законы о наследии изданы и для тех, кто строит, и для тех, кто подписывает. И если вы меня уполномочите на принятие каких-либо решений, а я от вашего лица решу и подпишу что-нибудь незаконное, то платить за это должен я, а не вы.

А во-вторых, я не слышал о проведении среди жителей Москвы или хотя бы среди жителей района Замоскворечье плебисцита, который бы решил, что комплекс замечательных домов начала ХХ века, связанных со знаменитыми именами русской культуры и истории, нужно снести и построить на его месте комплекс для ООО «Великан-XXI век». Я многократно слышал и видел обратное – протестующих жителей района, солидарных с ними муниципальных депутатов, не говоря уж об общественности и градозащитниках.

На чьей стороне город?

Помня, что на дворе не 2002-й, а 2014 год, город мог бы принять в этой истории сторону своих жителей и депутатов. Если город заинтересован в согласии с ними, да заодно и в сохранении прекрасного исторического комплекса, он мог бы, я думаю, поговорить с инвестором по душам. И – самое главное – разделить в своем сознании проблему сохранения домов Нирнзее и проблему урегулирования отношений с инвестором.

Да, дорогой инвестор, мы не отказываемся от проекта, но градостроительная политика у нас теперь иная, если ты хочешь и можешь обустраиваться на Садовнической, 9, неподалеку от Кремля, то откажись от сноса, измени проект и позволь нам всем прийти к сердечному согласию. А если ты при таких условиях не хочешь или не можешь обустраиваться на Садовнической, то давай искать другие выходы из положения.

В конце концов, прецеденты имеются, только они возникают при наличии соответствующей политической воли властей. В Зарядье тоже был ого-го какой строительный проект, и инвесторы, и контракты – но теперь там будет парк. На Хитровской площади планировался бизнес-центр, но Сергей Собянин открыл свой послужной список Мэра Москвы тем, что этот проект зарубил. И это был действительно поступок Мэра Москвы, а не заложника чужих договоренностей лужковской эпохи. Есть и другие, менее известные примеры.

Что омрачает ожидания

Но в истории с Садовнической улицей город, увы, им не следует. За день до заседания рабочей группы 11 декабря пресс-служба ООО «Великан-XXI век» распространила пресс-релиз такой тональности, в какой инвесторы давно не разговаривают с московскими властями.

“Компания ООО «Великан-XXI век» заявляет о незаконности действий Рабочей группы Комиссии по рассмотрению вопросов сноса зданий в центре Москвы, курируемой московским департаментом культурного наследия”. “Ситуация с затягиванием реализации инвестиционного проекта на Садовнической улице наносит значительный имиджевый и финансовый ущерб деятельности компании и в целом омрачает ожидания от сотрудничества бизнес-сообщества с городскими властями в части реализации строительных проектов”.

«Великан-XXI век» ведет свою деятельность исключительно в рамках закона, в том числе закона об охране объектов культурного наследия, и в случае дальнейшего затягивания процесса мы намерены отстаивать свои интересы в судебном порядке».“Предложенный проект является оптимальным и наиболее гуманным по отношению к историческому комплексу, который при этом не является признанной ценностью, не зафиксирован как объект культурного наследия”. И т.д.

И вдруг, как по команде, московские телеканалы накануне 11 декабря начали один за другим выпускать сюжеты, где излагали ту же аргументацию, предоставляя слово представителям застройщика, только что грозившего городу судом и обвинявшего рабочую группу комиссии Правительства Москвы в незаконности действий.

И глядя на эту череду свободных мнений, невозможно было не предположить, что город играет в поддавки с застройщиком, а общественное мнение заранее готовят к формуле «и жалко, но придется».

А если город играет в поддавки на собственную историю и архитектуру, то это вот действительно – омрачает ожидания. И в целом, и в частности. Это «град обреченный», он не сможет сохранить сам себя.

P.S. Заседание состоялось. Бурное и долгое обсуждение вопроса сменилось тайным голосованием, результат которого пока формально не известен, но неформально предсказуем. Следующий акт марлезонского балета - 17 декабря.


На главную