В Кремле запускают машину времени

Константин Михайлов
18 ноября информационные агентства, ссылаясь на Управление делами Президента РФ, сообщили о демонтаже т.н. «14 корпуса» у Спасских ворот Московского Кремля как о безоговорочно принятом решении.
Собственно говоря, в точно таком же ключе СМИ сообщали об этом же год назад, осенью 2014-го. Однако тогда демонтаж, который планировалось завершить к 9 мая 2015 года, не состоялся. По нашей информации, его организаторам вовремя напомнили о необходимости соблюсти все церемонии, связанные с международным статусом Московского Кремля как объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО (отметим, что «14 корпус», хоть и находится на его территории, не входит в перечень элементов объекта Всемирного наследия). Что ж, осенью 2015-го в Управлении делами подчеркивают, что "ЮНЕСКО проинформирована об этом решении в соответствии с установленной процедурой".
«Хранители Наследия», между тем, еще в декабре 2014 года сообщали, что «долгожданное согласие международных экспертов наконец поступило в Москву. Не возражая в принципе против демонтажа «14 корпуса», в ЮНЕСКО настаивают на соблюдении целого ряда технических условий и параметров, чтобы исключить малейший риск для древних сооружений кремлевского ансамбля». А в мае 2015-го наш сайт обратил внимание на публикацию на сайте ЮНЕСКО рекомендаций экспертной миссии, посетившей Москву в октябре 2014-го: специалисты ЮНЕСКО признали демонтаж «14 корпуса» «приемлемым», но настоятельно советовали «отказаться от идеи восстановления исторических зданий, разрушенных в 1929-1930 гг., поскольку это окажет серьезное влияние на выдающуюся универсальную ценность объекта, в частности, на его целостность и аутентичность». Взамен этого была одобрена идея разбить здесь «археологический парк».
В полном соответствии с этими рекомендациями, как можно заметить, и высказываются в ноябре 2015-го в Управлении Делами Президента РФ. Отметив, что «по окончании демонтажа территория Московского Кремля, доступная для посетителей и туристов, значительно расширится», там подчеркивают что «запланировано проведение археологических изысканий, которые по своей деятельности не имеют аналогов в российской истории, учитывая место раскопок».
Расширение общедоступного пространства в Московском Кремле, которое по одному размеру своему является беспрецедентным с самого открытия Кремля для свободного посещения в 1955 году, можно только приветствовать. Равно как и проведение масштабных археологических раскопок. Правда, по отзывам экспертов, надежд найти что-либо древнее на месте глубоко освоившего подземное пространство «14 корпуса» - немного; рассчитывать на серьезные открытия можно лишь на незастроенной части территории снесенных на рубеже 1920-1930-х гг. Чудова и Вознесенского монастырей, т.е. в восточной части нынешней Ивановской площади, где под мостовой целы, например, обширные подземелья Чудова монастыря. Однако будущее этого участка кремлевской территории все так же туманно, как и летом 2014 года, когда Президент России Владимир Путин предложил обсудить идею сноса «14 корпуса» и восстановления кремлевских монастырей.
В Управлении делами о перспективах реализации этой идеи говорят в ноябре 2015 года не вполне определенно: «в настоящее время соответствующими ведомствами ведется тщательная проработка всех аспектов данной инициативы, все варианты проходят скрупулезную экспертизу, и решение по этому поводу будет принято позднее с учетом мнений всех заинтересованных ведомств и организаций».
Из этой фразы невозможно понять - особенно применительно к идее воссоздания утраченных памятников архитектуры, да еще и на территории объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО - какие ведомства считаются «соответствующими» этой теме, какие – «заинтересованными» в ней, не говоря уж о том, каковы эти аспекты и варианты, кем, где и как они «прорабатываются». Так что вывод пока можно сделать только один: процесс идет в условиях строгой конспирации.
Мнения отечественного экспертного сообщества по вопросу возможности достоверного научного воссоздания монастырей, да и по вопросу ценности «14 корпуса» (который, вопреки расхожему мнению и согласно новейшим архивным изысканиям, спроектирован не Иваном Рербергом, а Владимиром Апышковым), как известно, весьма разноречивы.
Не менее проблемным остается вопрос будущего территории. Начало демонтажа здания – это фактически запуск «машины времени», возвращающей значительную часть Кремля к состоянию начала 1930-х гг., когда монастыри были уже снесены, а «14-й корпус» еще не был построен. Но тогда это состояние длилось весьма недолго, а сегодня рискует затянуться. Между тем появление в Кремле столь обширного незастроенного пространства – от Спасских ворот до Ивана Великого! – повлияет на облик и восприятие объекта Всемирного наследия, что изнутри, что извне, ничуть не менее, нежели существование здесь злополучного «14 корпуса».
Логично было бы ожидать, что такое ответственное дело, как его демонтаж, начнется не ранее, чем экспертному сообществу, да и просто российскому обществу, будет хотя бы предъявлена внятная концепция того, что должно появиться на месте снесенного объекта. Ведь Московский Кремль – это национальный символ. Но судя по всему, «проработка» весьма далека от завершения.
А практические работы по демонтажу, по нашей информации, уже начаты.
Для «Хранителей Наследия» ситуацию комментирует заместитель генерального директора Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», заместитель председателя Федерального научно-методического совета Минкультуры РФ, доктор искусствоведения Андрей Баталов:
- Разборка «14 корпуса» была по сути предрешена выводами экспертов ЮНЕСКО о том, что его можно снести, избавившись тем самым от «диссонирующего объекта». Экспертное сообщество, конечно, крайне беспокоил вопрос о методах этой разборки. Опасались, в частности, что демонтаж монолитных бетонных конструкций, которыми было усилено в разные времена здание «14 корпуса», может вызвать недопустимые вибрационные нагрузки на древние памятники Кремля, а разборка подземных частей сооружения – изменить уровень грунтовых вод, что могло повлиять на устойчивость кремлевских памятников. Но насколько мне известно, при демонтаже будут приняты все необходимые меры, чтобы избежать негативных воздействий на древние памятники Кремля: подземные части корпуса эти работы не затронут, а стены будут разрезать по особой технологии алмазными тросами, с водным орошением. Кроме того, разработана целая система экспертного надзора за состоянием Успенского и Архангельского соборов, колокольни Ивана Великого, Патриаршего дворца – с тем, чтобы при малейшем подозрении на негативное воздействие на них можно было немедленно прекратить работы по демонтажу. Так что технических проблем для кремлевских памятников не должно возникнуть.
Что касается перспектив археологии – думаю, что на Ивановской площади можно рассчитывать обнаружить фундаменты Малого Николаевского дворца и «двойной церкви» Чудова монастыря. Фундаменты и подземные части его древнего собора Чуда Архангела Михаила и собора Вознесенского монастыря сохраниться не могли – на них как раз «сел» 14-й корпус. Но в любом случае археологические раскопки на этой важнейшей территории должны принести какие-то находки, они будут иметь большое научное значение.
Восстановление кремлевских монастырей – это вопрос будущего. Как эксперт я считаю, что эта проблема должна быть обязательно вынесена на Федеральный научно-методический совет, в котором, возможно, следовало бы создать по ней специальную экспертную комиссию. Речь идет о территории и ансамбле объекта Всемирного наследия, и во главу угла должны быть поставлены историческая достоверность воссоздания и соблюдение всех процедур по линии ЮНЕСКО.
P.S. В качестве нашего вклада в «экспертную проработку» вопроса напоминаем о некоторых мнениях специалистов, высказанных в нашей майской публикации – они ничуть не утратили актуальности.
Юрий Веденин, заместитель председателя Федерального научно-методического совета Минкультуры РФ:
- К идее сноса 14 корпуса я отношусь крайне осторожно, поскольку за десятилетия своего существования он стал уже частью сложившегося кремлевского ансамбля. С другой стороны, мысль о создании археологического парка в Кремле также весьма заманчива. Нашему экспертному и научному сообществу необходимо тщательно продумать, какой вариант лучше и как его реализовать.
Наталья Душкина, эксперт ИКОМОС, профессор МАрхИ:
- В случае замены 14 корпуса археологическим парком в Кремле образуется никогда не существовавшее на этом месте огромное пустое пространство. Откроются новые видовые панорамы, изменится вся диспозиция кремлевского ансамбля: от Спасских ворот, например, будет виден Дворец Съездов, который пока что скрыт 14 корпусом. Пока последний еще не снесен окончательно, нужно вернуться к обсуждению вопроса о его жизнеспособности в кремлевском ансамбле и вариантам его приспособления под музейные и административные цели. Архитектура этого здания вовсе не так плоха, как стали о ней говорить в последнее время, а с точки зрения связанных с ним исторических событий и деятелей – и политических и культурных – оно имеет ценность.
Борис Пастернак, главный архитектор Центра историко-градостроительных исследований, член Президиума некоммерческого партнерства «Историко-культурный экспертный совет»:
- Плюсы и минусы есть у любого варианта решения судьбы 14 корпуса: с одной стороны, его можно использовать для развития Музеев Московского Кремля; с другой – его исчезновение вернет исторический масштаб восприятия старинных зданий кремлевского ансамбля. Что касается идеи воссоздания монастырей, то представляется, что она была обоснована с точки зрения идеологии и символического значения, но с научной и исторической точки зрения – как следует не проработана, во всяком случае, не обсуждена всесторонне экспертным сообществом. Отсюда и настороженное к ней отношение: реализация небесспорного варианта способна понизить качество восприятия подлинных кремлевских сооружений. Определение будущей судьбы этого места – многосоставная задача: необходимо отдать дань памяти тому, что здесь когда-то было, но и не впадать в крайности «ретроразвития». Нужно при этом учитывать, что «археологический парк» - понятие достаточно широкое, не равнозначное пустырю: здесь могут присутствовать и планировочные, и архитектурные элементы.
Досье. «14 корпус» - здание Военной Школы имени ВЦИК – построено в 1932-1934 гг. После переоборудования в 1936-1937 гг. в нем до 1955 г. размещался аппарат Совета Народных Комиссаров (с 1946 г. аппарат Совета Министров СССР). В 1955-1958 гг. здание реконструировали для Кремлевского театра, просуществовавшего до 1968 г. В 1968 г. здание вновь реконструировано для размещения в нем Президиума Верховного Совета СССР и его аппарата, которые располагались здесь до 1993 г. В здании у Спасских ворот находился кабинет Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Этот пост последовательно занимали: Н.В. Подгорный, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко, А.А. Громыко и М.С. Горбачев. С 1993 г. корпус № 14 принадлежал Администрации Президента РФ. С 1932 г. и до последнего времени часть помещений корпуса занимала Комендатура Кремля.