В Москве уделали голицынский флигель
К вечеру 13 июня неизвестные рабочие неизвестной фирмы, неизвестно кем нанятые, окончательно «уделали» фасад старинного флигеля XVII-XVIII вв. на территории усадьбы Голицына в Кривоколенном переулке, 10, стр. 3. То есть густо обмазали его цементом, скрыв от глаз всю старинную кладку, «анкер», затягивавший внутренний свод и прочие «признаки объекта культурного наследия».
Утром 10 июня местные жители сигнализировали, что по фасаду идут активные работы. К вечеру того же дня координатор «Архнадзора» обнаружил, что рабочие замазали цементом уже большую часть фасада. Все как принято в Москве : никакого информационного щита, никто не признается, кто организовал работы. Особенно активно свою причастность к ним отрицали охранники и распорядители из соседней новой гостиницы, хотя рабочие отдыхали и смешивали раствор на ее крылечке. «Видите, на доме табличка – МОЭК? - спрашивали они. – Вот туда и звоните».
Сигнал в Мосгорнаследие – оттуда выехал инспектор.
Пока он ехал, звонок в МОЭК (Московская энергетическая компания). Там перепроверили информацию и отзвонились: флигель в нашем ведении, но никаких работ на нем не проводим, не заказывали, подрядчикам не поручали. Так что МОЭК не при чем. «Вы считаете, что это нормально – неизвестные люди без вашего ведома проводят работы на вашем энергетическом объекте?» - «Мы считаем, что отработали ваш сигнал».
Звонок в ОАТИ. Там тоже перепроверили и отзвонились: никакого ордера по указанному адресу не выписывали.
Приехал инспектор Мосгорнаследия. При его виде рабочие покинули объект. У Мосгорнаследия – все правовые основания для вмешательства, хотя флигель – не памятник: несанкционированные работы идут на территории объекта культурного наследия федерального значения «Городская усадьба XVII-XVIII вв.» (Кривоколенный пер., 10, стр. 1, 2, 5). Но непонятно, кому выписывать предписание. На все вопросы рабочие твердят одно: штукатурим.
Расходимся, пообещав друг другу присматривать в выходные. 12 июня – сигнал с места: на фасаде свежий цемент, но рабочих нет. Вечером 13 июня – то же самое, но фасад «уделан» весь.
Одноэтажное здание, стремительно теряющее исторический облик, примыкает с юга к торцу западного флигеля «Городской усадьбы XVII-XVIII вв.».
История этой усадьбы – отдельная поэма. Упомянем лишь, что по данным научной и краеведческой литературы, городская усадьба по этому адресу образована тремя зданиями (главный дом и симметричные флигели – Кривоколенный пер., д. 10, соответственно стр. 1, 2 и 5), построенными первоначально в XVII в. и перестроенными в XVIII-XIX вв. По данным научного каталога «Памятники архитектуры Москвы. Белый город», все три здания показаны уже на плане 1760-х гг., когда усадьба принадлежала П.Ф. Голицыну. Нынешнее стр. 3 д. 10 на схеме в каталоге показано как входившее в состав усадьбы. По данным историка Москвы В.В. Сорокина, в начале XVIII в. усадьба принадлежала обер-гофмаршалу Левальду, в дальнейшем ее владельцами были князь И.А. Урусов, предприниматель С.Ф. Мыльников, князь П.Ф. Голицын и др. Согласно сведениям историка Москвы С.К. Романюка, правый флигель (т.е. объединяющий нынешние стр. 2 и 3 д. 10 – Ред.) снимала графиня Е.П. Ростопчина».
Флигель имеет двускатную кровлю со слуховым окном в центре восточного, обращенного к усадебному двору фасада. По флангам фасада расположены лопатки. На правой из них, в верхней части, при визуальном осмотре 11 июня еще был виден т.н. «анкер», с петлей от железной связи, проходящей в толще кладки. Эта конструкция указывает на наличие свода в помещении. Фасад частично перелицован при ремонтах, однако сохранял значительные фрагменты кирпичной кладки с известковыми швами, характерной для построек Москвы XVII-XVIII вв. Исходя из этого, можно предположить, что здание построено в этот период и составляло часть комплекса городской усадьбы.
Надеемся, что 14 июня Мосгорнаследие займется несанкционированными работами на территории памятника с беспощадной решительностью. И выпишет предписание не только об остановке незаконных работ, но и об устранении их последствий.
Фото: "Архнадзор".