В Скаковом обществе Жолтовского и Нивинского
Экскурсия по новобранцу московского реестра объектов культурного наследия
Константин Михайлов
Несколько дней назад благодаря любезности Мосгорнаследия и гостеприимству Минобороны я имел возможность провести продолжительное время в приятном обществе архитектора Ивана Жолтовского и живописца Игнатия Нивинского, прогуливаясь по пустому Дому Скакового общества в Москве. Этот удивительный дом (Скаковая аллея, 7) близ Московского ипподрома недавно включен Департаментом культурного наследия города Москвы в единый госреестр объектов культурного наследия как памятник регионального значения. Что приятно удивило, госорган сделал это в инициативном (как говорят в Департаменте, в плановом) порядке - мы в “Архнадзоре” только начали вспоминать, что дом работы Жолтовского с росписями Нивинского не имеет охранного статуса и долгие годы числится “заявленным” – как выяснилось, что он уж выявленный объект, а в марте 2016-го – уже реестровый.
Этот памятник на удивление хорошо сохранился – в первую очередь, наверное, благодаря своей “экстерриториальности”, поскольку много десятилетий он находился и находится в ведении Министерства обороны. Благодаря тому же обстоятельству он, в общем, малоизвестен, никогда не входил ни в какие туристические маршруты, а уж его интерьеры были доступны немногим счастливцам, исключая работавших здесь сотрудников военного ведомства. Которые, надо отдать им должное, хотя и разгородили просторные залы на клетушки кабинетов, но убранства их не уничтожили.
"В доме Скакового общества сохранилась большая часть декоративного оформления интерьеров, включая потолочную живопись, фигурные карнизы, медальоны с лепными барельефами, полуколонны и другие ценные элементы, во многом сохранилась и первоначальная планировка, - все это вошло в предмет охраны здания. Это действительно уникальный объект, который должен стоять под государственной охраной", - приводит сайт Мосгорнаследия оценку руководителя Департамента Алексея Емельянова.
Ныне дом Скакового общества пустует. Располагавшийся здесь авиационный штаб Военно-Морского флота выехал года четыре назад. Небольшая часть здания на не известных науке (в нашем лице) основаниях занята коммерческой фирмой. Поэтому в главные железные ворота лучше не ходить: там вас встретит бдительная коммерческая охрана.
А вот охрана военная менее приметна. В торце флигеля на углу участка есть дверь с табличкой “Бюро пропусков”. Но выглядит она так, как будто не открывали ее лет тридцать.
Рядом, встроенная в линию ограды, стоит несколько неожиданная для современной Москвы деревянная будка без всякой вывески. Через нее-то и пролегает неприметная тропа к фасаду – разумеется, для тех, кото Министерство обороны готово пригласить в гости.
Прежде чем войти, мы (в составе небольшой делегации были сотрудники Мосгорнаследия, пришедшие фиксировать состояние и детали памятника, исследователи и даже местная жительница, помнившая, что делалось в доме чуть ли не в 1930-е годы) обошли вокруг дома. Это было отнюдь не ритуальным действием, поскольку в приказе о включении в реестр памятник носит официальное название “"Дом Скакового общества, 1905 г., архитектор И.В.Жолтовский, интерьеры – художник И.И.Нивинский" по адресу: ул. Скаковая, д. 16 (часть)”. Но часть, т.е. собственно здание 1900-х гг., далеко не все, что тут есть ценного.
Пристройки, на вид первой половины ХХ века (есть подозрение, что это “Военпроект”, т.е. “поздний Жолтовский”, неоклассические переходы, стильные порталы, прячущиеся в поздних каменных наростах. В закоулках участка догнивает военная техника…
В общем, здесь еще много работы и для исследователей, и для благоустроителей, и для Мосгорнаследия, поскольку от “части” со временем хорошо бы перейти к охране целого.
Направляемся к парадному входу, изучая детали убранства фасадов.
В доме нас встречает гулкий вестибюль, некогда залитый светом, а ныне сумрачный. Охранник скучает в бывшей дежурной части военного штаба. На стенах – многослойно закрашенные барельефы, на потолках, в десюдепортах, на сводах – потемневшие от времени росписи.
Лестница приводит на второй этаж. В заброшенных кабинетах пылятся на полу обрывки каких-то военных архивов, но взгляд скозит поверх их, к потолкам, к остаткам былой изысканной роскоши Скакового общества.
Отсюда же можно попасть на балкончик над полуротондой бокового фасада.
Есть к чему приглядеться: лепнина, барельефы, фрагменты старинных полов, подлинные двери с инкрустированными вставками. Готовый филиал музея архитектуры, или музея Серебряного века, если таковой зародится.
В главном Императорском зале, правда, есть нечто, заставляющее оторвать взгляд от роскошных и одновременно изысканных потолков с росписями на античные и средневековые сюжеты.
Такое впечатление, что штаб военно-морской авиации отступал отсюда в паническом беспорядке, под угрозой окружения и захвата в плен. Бог с ними, с кипами литературы, бумаг, инструкций и отчетов, с оставленными на стенах стратегическими картами и прочим – надеюсь, все это уже давно не секретно.
Но Зал боевой славы, где на стенах остались полуразбитые памятные доски с именами славных частей и соединений авиации ВМФ, портреты Героев Советского Союза, военных летчиков и штурманов – это из тех “сильных” впечатлений, которые лучше не испытывать.
Дальше – парадная Столовая Скакового общества, разгороженная на конторские помещения, заваленная военно-морскими бумагами и каким-то хламом.
А над всем этим безобразием – снова прекрасные росписи Нивинского.
В некоторых местах, к сожалению, убранство интерьеров тронуто уже протечками и высолами. Впечатление такое, что где-то течет кровля.
В глубине Столовой – огромный камин с барельефами (к сожалению, полуразбитыми), который не сразу и замечаешь, так он ныне “замаскирован”.
Старые фотографии запечатлели еще интерьер Приемной, но он пока не “прочитывается”. Или погиб, или наглухо закрашен.
Кое-где на потолках - остовы люстр, некогда увитых хрустальными кристаллами, каковых уцелели единицы.
Как сообщает Мосгорнаследие, военное ведомство остается пользователем памятника и обещает теперь заняться реставрацией дома, согласно охранным обязательствам.
Примечание. Старинные виды дома Скакового общества.
Вестибюль:
Парадная лестница:
Императорский зал:
Парадная столовая:
Приемная:
Досье (использована информация проекта «Узнай Москву»). Дом Скакового общества (1903-1905 гг.) – прекрасный образец русского неоклассицизма начала ХХ века. Считается первой московской работой знаменитого “советского палладианца” архитектора Ивана Жолтовского.
По условиям конкурса, проект был выполнен в стиле английской готики, но после того, как он был одобрен заказчиками, Жолтовский решил кардинально его переделать в стиле неоклассицизма – и убедил заказчиков, что строить в Москве нужно ориентируясь в первую очередь на традиции русского классицизма. Здание, сохранившее до наших дней свой первоначальный облик, стоит с некоторым отступом от красной линии Скаковой аллеи, оно трехэтажное, с двумя ризалитами на главном фасаде. Парадный вход в здание оформлен классическим портиком с аркой во фронтоне и колоннами коринфского ордера. Фасад украшен лепными фризами с изображениями на античные темы (в основном – скачущих всадников). Боковой фасад оформлен полуротондой с балконом наверху, откуда раньше можно было наблюдать за скачками на ипподроме. На первом этаже здания располагались хозяйственные помещения и комнаты членов Скакового общества, на втором служебные помещения – канцелярия и зал для записи скаковых лошадей, на третьем этаже – парадные залы – зал для общих собраний и приемов («Императорский зал»), столовая, гостиная, библиотека, буфет, бильярдная.
Росписи интерьеров дома выполнены известным художником Игнатием Нивинским, который работал также в Музее изящных искусств на Волхонке, в гостинице "Метрополь", на Киевском вокзале, в Малом театре, в доме Г.А.Тарасова на Спиридоновке, доходном доме братьев Стуловых в Малом Знаменском переулке.
После революции 1917 года Скаковое общество прекратило свое существование, а дом был национализирован. На протяжении многих десятилетий здание находилось в ведении Военно-Морского флота.
Фото: автор.