Загадочный демонтаж усадьбы Мамоново

Из бывшей подмосковной, ныне столичной, усадьбы Мамоново (она же Гусева полоса, Сколково тож) поступают одновременно неутешительные и загадочные известия. Департамент культурного наследия города Москвы выдал недавно предписания об остановке работ в главном усадебном доме по причине отклонения от согласованной проектной документации.
Напомним, что в феврале 2015 года, о чем мы тогда же и рассказали, Инновационный фонд "Сколково" подписал договор с инвестиционной Группой компаний ASG о реставрации усадьбы и приспособлении ее для дома приемов Фонда. ASG выиграла конкурс, объявленный “Сколковом” в декабре 2014 года. Как сообщалось, реставрация усадьбы должна была завершена до 2017 года. Председатель Совета директоров Группы ASG Алексей Семин подчеркивал тогда необходимость применения “инновационных методов” при восстановлении заброшенных памятников архитектуры.
Спустя год с небольшим «инновационные методы» реставрации Мамонова, похоже, слегка шокировали Мосгорнаследие. В опубликованной на его официальном сайте «Информации о результатах проведенных Департаментом культурного наследия города Москвы проверок, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематического наблюдения в отношении объектов культурного наследия в период с 7 апреля 2016 г. по 13 апреля 2016 г.» усадьбе посвящены следующие скупые строки:
«Выявленный объект культурного наследия. «Ансамбль усадьбы "Гусева полоса", начало XX века, архитектор А.И. Шумилин. Главный дом» - по адресу: Луговая ул., д.4. По результатам осмотра выявлены нарушения: разборка стен северо-восточного и юго-восточного объема здания, разборка напольного покрытия и несущих балок северо-восточного и юго-восточного объема здания, демонтаж элементов декора северо-восточного и юго-восточного объема здания. Указанные работы не соответствуют согласованной Мосгорнаследием проектной документации и выданным разрешениям и заданию».
В результате заказчику работ (ЗАО "Торговый центр "Алтын") и подрядчику (ЗАО "Сетевая компания "Энерготехника") выданы предписания «о приостановлении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность».
На сайте Группы ASG усадьба Мамоново по-прежнему фигурирует в числе других реставрируемых объектов. В конце прошлого года Группа информировала мир через СМИ о том, что «16 декабря 2015 года Департамент культурного наследия Москвы выдал разрешение на ремонтно-реставрационные работы по усадьбе «Гусева полоса» (Сколково) – одному из объектов, которые Инвестиционная компания ASG восстанавливает в Подмосковье». В публикации приводились слова руководителя реставрационных работ - директора архитектурно-проектной мастерской ASG Альбины Хайруллиной: «На данный момент уже ведутся первоочередные противоаварийные мероприятия: реставрируется сруб, укрепляют цоколь, установлена временная кровля. В рамках проекта реставрации будет выполнены реставрационные работы на фасадах – возвращены на прежние места декоративное убранство, металлические кованые козырьки, парадная терраса. Проектом приспособления предусмотрена организация на базе этого здания дома приемов с историческими интерьерами».
Теперь, стало быть, выясняется, что противоаварийные мероприятия вынужден пресекать Департамент культурного наследия Москвы.
Между тем, на сайте Мосгорнаследия обнаруживается еще более интересный документ, датируемый сентябрем 2015 года. Это акт государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации для проведения работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия – усадьбы Гусева полоса. Заказчиком экспертизы значится знакомое нам уже ЗАО «Торговый центр «Алтын», а разработчиком проектной документации – ЗАЛ «Сетевая компания «Энерготехника».
Уважаемые эксперты И.Р. Кузьмина, Б.Д. Лурье и В.Э. Яндовский, используя аргументы, от которых в буквальном смысле слова захватывает дух, обосновывают этим актом замену подлинных деревянных конструкций несущих стен усадебного дома «новоделом».
Эксперты начинают с утверждения: «Проект приспособления для дальнейшего использования придает объекту функции дома приемов с аутентичными интерьерами, включающими в себя воссоздание усадебного быта, предполагая и коммерческое использование». Одна эта фраза заслуживает того, чтобы впоследствии быть выбитой на стене отреставрированного объекта золотыми буквами.
Далее по тексту – следим за аргументацией: «Несущие конструкции наружных деревянных стен, собранные первоначально из материала вторичного использования и утратившие несущую способность в процессе эксплуатации, подлежат демонтажу и выполнению в новых современных долговечных материалах… Экспертная комиссия поддерживает предложения проекта по замене утративших несущую способность деревянных частей здания на современный долговечный материал из следующих соображений:
1. Архитектура объекта «каменная» по стилистике - поздний "неоклассицизм". Дерево не является формообразующим материалом (! – Ред.) и использовано при строительстве дачи из экономических соображений.
2. Объект возводился в несколько приемов. В основе древесина вторичного использования. (Для его строительства был разобран старый главный дом Васильевой; а его второй этаж «в основном из балочного леса»)…
3. Инженер-строитель Александр Иванович Шумилин (владелец и застройщик) активно использовал новый по тем временам бетон, который, при контакте с древесиной, оказывает на последнюю самое негативное воздействие.
4. Дошедшие до нашего времени деревянные несущие конструкции стен, в большинстве своем, утратили несущую способность и требуют замены.
5. Классическая реставрация методом переборки не представляется возможной, так как мы сейчас не можем повторить первоначальный строительный цикл (употребление материала вторичного использования).
Конструктивные решения, методика ведения работ, предлагаемые в данном проекте, не нарушают целостности объекта и его предмета охраны».
Разумеется, эксперты признают проект соответствующим законодательству и подлежащим применению на памятнике.
После изучения этого документа, помимо легкого трепета, возникает вопрос: почему Мосгорнаследие не возражало против такой экспертизы, но возражает против работ, которые та обосновывала?
Недоумение отчасти рассеивает рассказ директора архитектурно-проектной мастерской ASG.
Альбина Хайруллина – «Хранителям Наследия»:
- Работы в усадьбе Гусева полоса фактически не проводятся нами с января 2016 года. А 5 апреля истек срок действия разрешения на работы, выданного ранее Мосгорнаследием. До января работы шли, на объект регулярно приезжали инспекторы департамента, и у них не было к нам никаких вопросов.
По нашему проекту, наиболее ценная центральная часть дома, со сводчатым залом, реставрируется в подлинных деревянных конструкциях, с сохранением уцелевших и восстановлением утраченных элементов отделки фасадов и интерьеров. В правой части здания произошло обрушение, и к нам у Мосгорнаследия также вопросов не было. Что касается левой части, в ней мы первоначально собирались заменить небольшие участки, но когда сняли штукатурку, стало ясно, что бревна и балки сгнили и также подлежат замене. Мы составили все необходимые акты и начали это делать. Причем обо всем этом мы постоянно информировали Мосгорнаследие, сдавались отчеты, делались записи в журналах надзора и т.д.
Мне кажется, что в апреле произошел некий сбой, на объект приехали новые инспекторы, которым, вероятно, не сообщили о происходившем здесь ранее. Результатом стали предписания об остановке работ. Теперь нас просят внести изменения в проект организации работ, после чего, видимо, можно будет их продолжить. Плюс штраф за административное правонарушение нам, видимо, выпишут.
Что касается экспертизы, то «современный долговечный материал» - это тоже дерево, мы не собираемся строить новые стены из бетона или кирпича, у нас на объект уже завезены бревна. А все демонтированные декоративные детали у нас хранятся на складе, можно в любой момент приехать и это увидеть. Затем они вернутся на место.
Досье. Усадьба Мамоново (Гусева полоса) расположенная на территории Инновационного центра “Сколково”, признана объектом культурного наследия регионального значения в 2013 году. Она включает двухэтажный главный дом площадью 477,5 кв. м и парк (более 11 тыс. кв. м). Усадьба принадлежала князьям Мещерским, а с 1911 г. – инженеру-строителю А.И. Шумилину, который построил здесь в 1911-1914 гг. новый главный дом в стиле неоклассицизма. Сохранились своды, портики, карнизы, барельефы и лепнина парадного зала. После революции усадьба была муниципализирована, и отведена под жилье. Затем в ней размещались детский дом и правление колхоза.
Во второй половине ХХ века в усадьбе располагался дом отдыха Министерства гражданской авиации СССР, который в начале 1990-х гг. был передан в ведение Министерства экономического развития РФ, а в 2010 г. был передан в собственность ИЦ «Сколково». Главный усадебный дом
Фото: asg-invest.ru.