Жемчужина, пыль, тревога

08.09.2019
Жемчужина, пыль, тревога

Три подарка московской мэрии ко Дню города

«Хранители Наследия»

Накануне Дня города Москве рассказали и даже наглядно показали три истории трех старинных домов. Мэр Сергей Собянин, как всегда, предпочел стать героем позитивной истории. А мог бы стать – героем всех трех. 

Возвращение дома Сытина

В Сытинском переулке с утра 5 сентября 2019 года царило праздничное оживление: мэр Москвы Сергей Собянин должен был лично осмотреть итоги реставрации памятника архитектуры, главного дома городской усадьбы Сытина, «допожарного» московского особняка. Его восстановил частный инвестор по программе льготной аренды «1 рубль за квадратный метр».

И мэр приехал, и все осмотрел, и сказал, что «дом Сытина стал настоящей московской жемчужиной».

syt1.jpg

Возвращение дома Сытина – действительно большой праздник и большая победа столичных властей. Деревянный дом пустовал и не использовался с 1990-х годов, с фасада были демонтированы элементы ампирной лепнины, и за судьбу уникального памятника архитектуры в самом центре города тревога была нешуточная. На торги по  программе «рубль за метр» дом Сытина выставили в 2012 году. Реставрационные работы начались в декабре 2016-го и завершились в июле 2019 года. 

Как сообщает официальный сайт мэра Москвы, в доме Сытина Сергей Собянин назвал очередную цифру «нарастающего итога» реставрации московских памятников архитектуры в дни его градоначальства: 1330. «Эта революция в области реставрации, которую мы видели в последние годы, произошла не только за счет бюджетных вливаний, но и за счет понимания состоятельных граждан, что реставрация нужна для сохранения истории», — подчеркнул мэр Москвы.

syt2.jpg

syt3.jpg

Как сообщается, реставраторы восстановили исторический облик оконных проемов, утраченные элементы декора, отреставрировали и частично восстановили деревянные стены и обшивку, белокаменный цоколь, оконные и дверные заполнения, изразцовые печи, воссоздали паркетные полы, белокаменные и деревянные лестницы. Кроме того, укреплена и отреставрирована кладка сводов цокольного этажа, уровень пола в нем понижен до исторической отметки. квадратный метр». 

Объем вложенных инвестором средств – порядка 200 миллионов рублей.

buz4.jpg

Погром на Бужениновой улице

Очень жаль, что о провозглашенной мэром «революции в области реставрации» и о переменах в «понимании» явно ничего не слышал тот состоятельный гражданин, что владел старинным домом в Преображенском, на Бужениновой улице, 10, стр. 3. Хотя вроде бы в одном городе с Сергеем Собяниным живет и владеет недвижимостью. 

В тот же самый день, 5 сентября 2019 года, когда мэр давал телеинтервью у дома Сытина, дом на Бужениновой улице крушили экскаватором

Производитель вандализма предпочел остаться неизвестным, информационного щита у сносимого дома не было, нет и никаких сведений о выдаче мэрией на этот участок разрешительно-градостроительной документации (ГПЗУ или АГР). 

Но разрушительно-градостроительным акциям это не мешает. В Москве накануне Дня города можно вот просто так подогнать экскаватор и снести историческое здание. 

buz5.jpg

buz3.jpg

buz1.jpg

Дом на Бужениновой улице не имел статуса памятника архитектуры, но располагался на территории 193-й объединенной охранной зоны. Это было весьма почтенное здание, известное как дом купеческого сына М.И. Хатунцева. На архивном плане 1835 года дом уже обозначен как существующий, на боковых фасадах сохранялись ампирные белокаменные подоконники. 

buz2.jpg

Теперь все это превратилось в кирпичную пыль.

Это далеко не первый в последние годы погром на Бужениновой улице: летом 2014 года там снесли – без всяких разрешений и согласований – деревянный дом № 30,  и никто не ответил за беззаконие. Были и другие потери – чего стоит статус объединенной охранной зоны? 

Да ничего.

cher2.jpg

Совет по правам человека – за сохранение дома Черникова

И наконец, третья история – с открытым пока финалом, но полная тревожных ожиданий. 

6 сентября 2019 года Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека публично высказался за сохранение прекрасного неоклассического дома Черникова в Москве (2-й Неопалимовский переулок, 3). Председатель Совета Михаил Федотов направил мэру Москвы Сергею Собянину официальное письмо, в котором просил «дать поручение рассмотреть вопрос о возможности реконструкции дома Черникова, без полного его сноса, с сохранением подлинного главного фасада и ценных элементов убранства интерьеров, и, тем самым, не допустить уничтожения ценного элемента исторической застройки города Москвы».

Дом Черникова, построенный в начале ХХ века по проекту А.Н. Дурова и П.П. Висневского, был приговорен к сносу столичными властями. В апреле 2017 г. Архитектурный совет Москвы одобрил строительство по указанному адресу 6-этажного жилого дома, с полным сносом дома Черникова, а также дома, примыкающего к нему с юга. 

По нашей информации, прорабатывались различные варианты этой стройки, в том числе и с частичным сохранением исторического дома, но заказчики строительства из ООО «ИнвестСтрой» придерживаются первоначальной «сносной» линии. 

В Департаменте культурного наследия города Москвы уже несколько месяцев рассматривается заявление о выявлении дома Черникова как объекта культурного наследия, имеющего не только архитектурную, но и мемориальную ценность. В декоре фасадов применены картуши в виде львиных голов и свитков, щиты в окружении растительных гирлянд. Входные двери украшены порталами, над одной из них кованый козырек с растительным декором. В интерьерах уцелели лестница с изящными перилами и тонким лепным декором, лепной декор потолков.

cher1.jpg

Однако в августе здание было огорожено бетонными блоками, что явно означало подготовку к сносу в ближайшем будущем, например, после московских выборов.

И, как сказал нам один весьма информированный источник, «я сильно удивлюсь, если по этому адресу случится что-то хорошее».

Неужели в мэрии не понимают, что если уж за здание вступается президентский совет – это случай экстраординарный?

Комментарий «Хранителей Наследия»

О чем все говорят все эти три истории разом? О некоей многослойности коллективного сознания городских руководителей. Мэр Москвы приходит на восстановленный объект, произносит слова о революции в реставрации и о новом бережном отношении состоятельных москвичей к историческому городу. В этот же самый день и час на другом конце этого же исторического города другой исторический объект крушат экскаватором. В этот же самый момент третий исторический объект собираются сносить – по решению тех же самых городских властей.

Жемчужина, кирпичная пыль и тревога в одном флаконе.

Это градостроительная политика даже не двойных, а тройных стандартов. 

То есть революция в сознании мэрии и девелоперов получается какая-то фрагментарная, с лакунами и перегородками. В Сытинском переулке произошла, до Бужениновой улицы не дошла, в Неопалимовский переулок никак не проберется. Здесь играем – там не играем. Дом Сытина в 1330 спасенных пишем – два дома в уме, про них не говорим.  

Было бы очень правильно, чтобы мэр ходил не только по адресам побед, но и по адресам наших общих поражений (снос исторического дома в 2019 году иначе невозможно воспринимать). Чтобы Сергей Собянин приехал, например, в понедельник на Буженинову улицу и устроил разбор полетов – кто снес, по какому праву, кто из городских чиновников тому потворствовал… Чтобы он проехал потом в Неопалимовский переулок, посмотрел на дом Черникова, который впечатляет и без всякой реставрации, и сказал: да как же это, сносить такую жемчужину…

Если это случится, мы тоже, конечно, очень сильно удивимся.

В том-то и беда, что приходится удивляться нормальному ходу вещей.

Фото: официальный сайт мэра Москвы, «Архнадзор»

На главную