История одного навеса
Александра Андреева, член Ярославского областного отделения ВООПИК и НК ИКОМОС, Россия
От оборонительной системы Земляного города в Ярославле остались две каменные башни – Власьевская и Арсенальная (Волжская). Это уникальные по сохранности оборонные сооружения XVII века. И если у Власьевской башни сейчас все хорошо, поскольку ее пользователем является Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, то у Арсенальной, после передачи ее в пользование предприятию общественного питания ООО «Волжская башня» судьба усложнилась.
В 2018 году проверка Управления Минкультуры РФ по ЦФО зафиксировала, что к башне было пристроено летнее кафе. Для его устройства было проведено еще и «благоустройство» примыкающей к башне территории, т.е. выровнена площадка и устроена облицованная камнем подпорная стенка. Рассуждая логически, зафиксировав на территории объекта культурного наследия примыкающее к нему сооружение, появившееся без какого-либо разрешения органов охраны памятников – необходимо требовать его демонтажа. С 2018 года много воды утекло, но пристройка и ныне на месте.
Я направила обращение в Минкультуры РФ (Арсенальная башня входит в особый список объектов, полномочия по госохране которых исполняет федеральный госорган) и спустя продолжительное время получила ответ, который меня весьма удивил. И даже вызвал желание продолжить переписку, но сменив адресата, например, на Генпрокуратуру РФ.
В ответе Минкультуры сообщалось, что работы по благоустройству территории объекта выполнены до 2013 года. И никаких комментариев о законности их выполнения, проектной документации, археологическом сопровождении работ…
А ведь благоустройство территории объекта культурного наследия не является стандартным видом работ и обычно регламентируется отдельно в реставрационном задании, техническом задании. Данная территория является еще и культурным слоем г. Ярославля, датируемым XI–XVII вв. Проектирование и само благоустройство должно быть регламентировано законом, а значит, проектная документация должна содержать раздел по обеспечению сохранности самого объекта наследия, оценку влияния на его внешний вид.
Относительно пристройки мне сообщили, что в ноябре 2018 года Управлением Минкультуры России по ЦФО проведена внеплановая выездная проверка в отношении пользователя Объекта, в рамках которой установлено, что конструкции летнего кафе непосредственно с Объектом не связаны, фактически являются хозяйственной деятельностью на его территории».
С такой трактовкой невозможно согласиться. Фактически к башне выполнена пристройка, искажающая ее внешний облик. Она поставлена на фундаменты, имеет монолитные ограждающие конструкции – внешние стены-парапеты и выполненные по принципу металлических ферм стойки и кровлю. В соответствии с п.10.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ этот объект имеет все признаки капитального строения: он носит постоянный характер (так как ни разу не разбирался, в том числе и в зимнее время, с момента постройки); он привязан к капитальному фундаменту, содержит капитальные монолитные ограждающие конструкции. Эта летняя веранда никак не является временной постройкой. Ее сооружение невозможно считать работами по сохранению объекта культурного наследия, которые закон допускает на его территории.
Однако же Минкультуры РФ признает, что проведены указанные работы с нарушением пункта 2 ст. 36 ФЗ-73 в части обязательного раздела об обеспечении сохранности объекта в проекте проведения работ по устройству летнего кафе или проекта обеспечения оценку воздействия сохранности указанного объекта культурного наследия, включающих оценку воздействия проводимых работ на объект. Учитывая изложенное, пользователю объекта выдано предписание об устранении выявленного нарушения. В рамках устранения нарушения пользователем разработан раздел мер по обеспечению сохранности объекта, получивший положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы».
Это очень странный тезис. Вскрыв явное нарушение требований закона госорган охраны памятников соглашается с тем, что нарушитель… легализует его задним числом. Ведь «раздел мер по обеспечению», в нарушение 36 статьи, был разработан уже после возведения сооружения, искажающего облик памятника.
На сайте Минкультуры РФ обнаруживается Акт государственной историко-культурной экспертизы раздела проектной документации, обосновывающего меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Арсенальная башня», XVII в.». Даты проведения экспертизы 08.05.2019 – 07.08.2019, эксперт Островская О.И.
Эксперт, как ни в чем не бывало, выдает положительное заключение на раздел проектной документации – при том, что летнее кафе, пристроенное к башне на момент разработки раздела уже возведено. Это подтверждается наличием в Акте фотографий, выполненных лично экспертом, на которых зафиксировано якобы проектируемое кафе.
Законодательство по охране объектов культурного наследия исключает легитимизацию уже существующих пристроек к уникальным башням XVII века путем изготовления разделов мер и разработки на них актов историко-культурных экспертиз.
Важно заметить, что у Арсенальной башни утвержден в 2018 году достаточно подробный предмет охраны, согласно которому охраняются фасады, соответственно никаких пристроек к башне быть не может.
В самом же разделе утверждается, что выполнение работ по устройству летнего кафе не нарушает предмет охраны Арсенальной башни, не оказывает отрицательного воздействия на объект культурного наследия и на его восприятие. «С учетом вышеизложенного, разработка мер обеспечения сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Арсенальная башня», XVII в. не требуется.»
И надо сказать, что разработчики правы. Мер при возведении кафе не требуется, т.к. это свершившийся самострой. Требуются меры к демонтажу самостроя.
***
Фото: И.М. Белоногов. Вид Волжской башни с окрестностями в городе Ярославле. Середина XIX века
Фото: Г.П. Сабанеев. Вид города Ярославля с восточной стороны. 1904 г.
Фото: Из материалов экспертизы
Для «Хранителей Наследия» – комментарий Юрия Аврутова, вице-президента НК ИКОМОС, Россия, аттестованного эксперта по проведению государственной историко-культурной экспертизы:
– Я ужаснулся, увидев в «Википедии» фотографию древнего памятника с уродливой пристройкой. Автор проекта и строители не указаны, возможно, из-за большой скромности, а скорее всего, из-за стыда, который, надеюсь, все же остался у «реставраторов», решившихся «обогатить» облик объекта культурного наследия.
По всей вероятности, архитектор руководствовался акварелью Ивана Белоногова, запечатлевшего крошечную одноэтажную утилитарную постройку, существовавшую временно, решил, что объект оборонного зодчества должен быть непременно дополнен учреждением общепита... Да и на понятие регенерации, подразумевающее восстановление ценных качеств историко-градостроительной среды, архитектура современной кафешки тоже не тянет – нет у неё ничего общего с домиком на акварели. Не нахожу другого слова, как «невежество».
Истинный реставратор, работая с памятником, всегда нацелен на поиски первоначального образа и на его восстановление (и только в случае веских доказательств!). Так поступил Петр Барановский, разбирая позднюю надстройку третьего этажа над Митрополичьими палатами XVII века, расположенными близ Арсенальной башни.
Мне жаль башню, жаль горожан, обретающих подобные новострои, жаль гостей города, приезжающих с надеждой увидеть шедевры ярославского зодчества, получившие высочайшую оценку экспертов ЮНЕСКО, жаль город, теряющий свой исторический облик. А ведь существуют основания (исторические и натурное исследования), позволяющие восстановить утраченные первозданные элементы башни – деревянный шатер, архитектуру фасадов. Есть и эскизный проект, разработанный в прошлые годы архитекторами «Ярреставрации».
Мое мнение: пристройку к Арсенальной башне нужно разобрать и сделать это немедленно, а арендаторов убедить провести научную реставрацию – и не келейно, а коллегиально обсудить проектные решения. И тогда не стыдно будет повесить на памятник доску и именами реставраторов и благодетелей.
Фото: Александра Андреева, материалы экспертизы