Кому выгоден снос Константиновских казарм?
Минувшей зимой Оренбург лишился очередного старинного здания, без пяти минут памятника истории и архитектуры: неустановленными лицами втихомолку в одночасье было разобрано на кирпич одно из исторических зданий ансамбля выявленного объекта культурного наследия – «Константиновские казармы. Училище юнкерское. Учебный корпус. Казармы 2-ая пол. XIX – нач. XX в. Эклектика. Здание кинопункта (инв. № 5)», расположенное по адресу: г. Оренбург, ул. Пушкинская, 59 (военный городок № 7). Разрушенное здание входило в архитектурный ансамбль из четырех строений под номером 4. Состояло на государственном учете с 21.02.2007 г. Годом ранее экспертом Ю.А. Григорьевым была проведена историко-культурная экспертиза с положительным заключением о возможности включения ансамбля в реестр памятников.
Сегодня на месте одноэтажного кирпичного здания по адресу: ул. Пушкинская, 59 – пустая площадка, огороженная забором, на территории которой сложены старинные кирпичи. Объект находится под усиленной охраной, явно не радующейся непрошеным гостям и любопытным гражданам.
О проведении экспертизы по выводу данного здания из перечня выявленных объектов культурного наследия никакой информации опубликовано не было. Акт подобной экспертизы на сайте министерства культуры Оренбургской области на срок 14 дней (для обжалования) размещен не был. Налицо явное нарушение законодательства об охране объектов культурного наследия.
В связи с этим оренбургское отделение ВООПИК направило запросы в областную Инспекцию госохраны памятников и прокуратуру. Последняя переслала запрос в первый адрес – в ту же Инспекцию, которая в свою очередь ответила, мол, градозащитники не так поняли экспертизу: дескать, интересующее здание предлагалось не включать, а наоборот исключить из ансамбля и в реестр памятников не вводить. Все просто: читать надо внимательно! Но пока градозащитники, поверив на слово начальнику Инспекции, безуспешно пытались найти, где в экспертизе, рекомендующей включить ансамбль в реестр, предлагалось лишить строение 4 охранного статуса, на сайте регионального минкульта появилась экспертиза, касающаяся соседнего исторического здания, в выводах которой рекомендуется не включать в реестр памятников другое здание ансамбля тех же Константиновских казарм – теперь уже по Пушкинской, 63 (выявленный объект культурного наследия «Константиновские казармы. Училище юнкерское. Учебный корпус. Казармы 2-ая пол. ХIХ-нач. ХХ в. Эклектика» (военный городок № 2)).
И кто же это так невзлюбил Константиновские казармы? И почему именно в 2020 году?
Если вспомнить недавнюю шумиху вокруг сноса и замены на современный новодел исторического каменного забора, огораживающего территорию Президентского кадетского училища, на земле которого как раз и расположены упомянутые казармы, закрадывается мысль: а не здесь ли собака зарыта? На территории также ведется строительство весьма внушительного вида арки, напоминающей старинные ворота, стоявшие здесь в стародавние времена. Но ворота, конечно, объектом капитального строительства не являются и де-юре не нарушают закон о запрете на возведение зданий в защитных зонах объектов культурного наследия. А, вот, новый учебный корпус бок-о-бок с памятниками истории и культуры, пожалуй, не построить. Пока памятники имеют охранный свой статус…
И тут, как нельзя кстати, появилось заключение эксперта С.Е. Смирнова, известного своими рекомендациями о не-включении старинных зданий в реестр, который в нарушение статьи 30 федерального закона № 73 об охране памятников пишет экспертизу не на весь выявленный ансамбль ОКН, а на отдельно вырванное из ансамбля историческое здание, которое кому-то явно пришлось не по душе. Ведь не просто же так заказчик (кадетское училище) заказал подобную экспертизу, подразумевающую снятие со здания охранного статуса. Между прочим, эксперт открыто утверждает: …для объекта культурного наследия, включённого в реестр, устанавливается защитная зона, в которой запрещается строительство любых объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади). Для данного Объекта, который не имеет утвержденных границ территории, защитная зона устанавливается на расстоянии 200 метров от внешней стены Объекта. В радиусе 200 метров всякое строительство запрещается. Дополнительные запреты, ограничения негативно повлияют на проведение градостроительной и хозяйственной деятельности в защитной зоне Объекта. Вывод. Данный Объект включать в реестр НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО. Отказ от включения Объекта в реестр освобождает от утверждения защитной зоны вокруг него.
Стало быть, верно: защитные зоны старинной казармы помешали кому-то при строительстве чего-то нового. И что же теперь? Принести исторический дом в жертву новостройки?
20 мая 2020 года активисты оренбургского отделения ВООПИК и защитники исторического городского центра В.В. Арнгольд, М.Г. Дмитриева и Е.А. Попов встретились с начальником ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище» Т.О. Машковской и имели с нею длительную беседу о судьбе старинных зданий на территории учреждения, о текущем строительстве новых объектов и планах на будущее. Выяснилось, что кровля казармы, фигурирующей в экспертизе, пришла в аварийное состояние – и здание было расселено. При этом, воспитанники, проживавшие там, остались без собственного помещения. В связи с этим, в планах руководства построить новый корпус взамен старого, в подобном архитектурном стиле, но уже на гораздо большее число мест и аж в три этажа вместо прежних двух. Следовательно, площадь здания придется значительно увеличить. Что ж, старина – стариной, но здоровье юных воспитанников важнее. Но с другой стороны, можно поискать какой-то компромисс: чтобы детям было комфортно проживать и учиться, и чтобы ансамблю не потерять свой исторический облик. Ведь был же в свое время частично разобран в Оренбурге аварийный Гостиный двор XVIII века и затем собран обратно (один в один).
Конечно, здесь – сроки, учебный год... И вроде бы губернатор дает добро… Но есть и культурное наследие, память о героическом прошлом наших предков, учившихся в этих корпусах, так же будучи курсантами. А сохранение истории – это ли не лучшая учеба защите исторических рубежей малой Родины для юных воспитанников училища?..
Отрадно, что начальник училища воодушевленно говорит о необходимости сохранения комплекса старейших зданий города, построенных в 1750-х годах: Пушечного двора, являющегося объектом культурного наследия регионального значения, расположенного в границах территории училища. В планах – вдохнуть жизнь в давно опустевшие старинные здания, которые, не смотря на 270-летний возраст, поражают стойкостью и вполне приемлемым состоянием. Действительно, строили на века.
Фото: Живы деревянные исторические конструкции кровли, что отмечается в экспертизе
Фото: Внутри здание перепланировано
Конечно, хочется верить, что здание казармы, попавшее «под раздачу», не повторит судьбу двухсотпятидесятилетней кузницы Пушечного двора, незаконно снесенной в конце ХХ века по указанию тогдашнего руководителя училища, не будет разрушено, как старинная сторожевая башенка десятилетие спустя, по прихоти бывшего министра обороны. Оренбургский ВООПИК и дальше будет предпринимать все возможное, чтобы не допустить исчезновения очередного элемента ансамбля Константиновских казарм – с которого на днях был-таки снят охранный статус, несмотря на то, что ВООПИК и ряд градозащитников пытались оспорить экспертизу Смирнова.
Кстати, вокруг училища проводится благоустройство прилегающей территории. Это хорошо, но может быть разрушен и ряд исторических зданий, имевших несчастье располагаться в непосредственной близости от училища, персоналу которого так кстати пришлась бы пара-тройка пустых площадок, к примеру для парковки личного или ведомственного автотранспорта. Пара зданий через дорогу уже снесена. Жильцы красивейшего дореволюционного дома в купеческом стиле по соседству уже наслышаны о скорейшем расселении.
Евгений Попов, Оренбург
Фото: предоставлены автором, а также из материалов экспертизы