3, 6 миллиона рублей за спасение русского деревянного зодчества
Как Министерство культуры РФ выполняет свою «Публичную декларацию»
«Хранители Наследия»
В «Публичной декларации целей и задач Министерства культуры РФ на 2016 год» среди прочих целей и задач значится «Разработка концепции сохранения деревянного зодчества». В конце мая, при обсуждении уже принятой и опубликованной Министерством «Декларации» на заседании Общественного совета Минкультуры, мы поинтересовались, в частности, как идет работа над этой концепцией. Ясного ответа не прозвучало; никакого, хотя бы предварительного обсуждения документа, например, с участниками комиссии Общественного совета по культурному наследию, доселе не было.
Однако же ответ отыскался на всезнающем сайте госзакупок. Министерство культуры слов на ветер не бросает. Оказывается, 31 мая 2016 года оно выставило на торги лот под названием «Выполнение работ по разработке концепции по сохранению памятников деревянного зодчества и включения их в культурный оборот на период до 2025 г.»
Заявки на этот конкурс принимаются до 22 июня 2016 года, а работу необходимо представить заказчику до 31 октября 2016 г. Начальная максимальная цена контракта составляет 3 млн 600 тысяч рублей.
Согласно конкурсной документации, целями работы являются «разработка и экспертная апробация концепции сохранения памятников деревянного зодчества и включения их в культурный оборот до 2025 года». Работа должна быть выполнена «на основе комплексного анализа состояния объектов культурного наследия - памятников деревянного зодчества, выявления проблем их развития и успешных практик использования».
Разработчикам заранее указаны приоритеты: «сохранение деревянного зодчества как особой части культурного наследия народов Российской Федерации; создание условий для его включения в культурный и туристский оборот»; «усиление и расширение влияния российской культуры; поддержание российской идентичности»; «активизация культурного потенциала территорий и сглаживание региональных диспропорций».
При этом «программа должна представлять собой важный этап развития правового поля и инновационной (многоканальной) системы финансирования сферы культуры применительно к памятникам деревянного зодчества. Важной частью концепции должны стать конкретные меры по достижению целей и задач документа, отраженные в плане ее реализации».
Более того, есть еще немного загадочное требование: «Непосредственное проектирование должно проводиться в соответствии с методологией и требованиями российских и международных стандартов управления проектами».
Техзадание Минкультуры требует от подрядчиков «проведения аналитической работы и подготовки Аналитического отчета по теме. Объем разработанных материалов должен составлять не менее 3,5 и не более 7,5 авторских листов».
Затем должен быть произведен «сбор и анализ отчетной, плановой, проектно-сметной документации». В свою очередь, он включает «разработку анкет для получения актуальной информации о состоянии и условиях обеспечения сохранности и использования памятников деревянного зодчества, проведение анкетирования и анализ информации, полученной от органов государственной охраны объектов культурного наследия РФ в субъектах РФ с охватом не менее 80% регионов РФ»; «анализ федерального и региональных реестров ОКН»; «анализ системы подготовки кадров»; «анализ нормативно-правовой базы применительно к памятникам деревянного зодчества»; «изучение сложившихся практик в управлении, реставрации и охране ОКН - памятников деревянного зодчества»; «анализ успешных практик использования памятников в музейном показе и туризме»; «анализ работ по продвижению памятников деревянного зодчества в культурное пространство».
Это еще не все. Далее потребуются «консультации с экспертами»: «выявление проблем сохранения и использования памятников деревянного зодчества, путей сохранения и включения в культурный оборот (проведение интервью-консультаций с ведущими специалистами отрасли (не менее 3-х), проведение однодневного «круглого стола» или расширенного совещания с участием не менее 7 и не более 15 экспертов в области деревянного зодчества)».
Венцом работы должны стать «разработка концептуальной идеи (основных принципов) концепции и вариантов ее реализации» и «разработка основных направлений сохранения и использования памятников деревянного зодчества на период до 2025 г.».
А на этой надежной основе – «разработка системы мероприятий и проектов концепции (взаимоувязанных по этапам и срокам реализации) и подготовка технико-экономического обоснования их стоимости»; «оценка стоимости системы мероприятий на основании принятых строительных, реставрационных и др. норм и правил; а также по укрупненным и аналоговым показателям»; «разработка предложений по механизмам и этапам реализации системы программных мероприятий»; «разработка целевых индикаторов и показателей для оценки эффективности реализации концепции».
На выходе должны получиться:
«Аннотационный отчет о выполнении контракта»;
«Программа сохранения памятников деревянного зодчества и включения их в культурный оборот до 2025 г., состоящая из 3-х частей (Концепция, Система мероприятий и их технико-экономическое обоснование, Дорожная карта реализации первоочередных мероприятий концепции на период 2018-2020 гг»;
«Приложение к программе «Ситуационный анализ состояния памятников деревянного зодчества (в его составе анализ нормативно-правового поля, оценка объемов работ по охране памятников деревянного зодчества; а также проектно-сметных, консервационных и реставрационных работ; учет и контроль, организация мониторинга состояния деревянных памятников; потребности в консервации и реставрации; опыт использования)».
Общий объем разработанных материалов, приказывает техзадание, «должен составлять не менее 100 и не более 250 листов формата А4».
По варианту «не менее», стало быть, 36 тысяч рублей за печатную страницу текста.
А если абстрагироваться от таких мелочей, то ясно: титанический труд, достойный целого аналитического института, должен быть выполнен не известным пока подрядчиком за 4 месяца. После чего по получившейся «Дорожной карте» русское деревянное зодчество должно двигаться аж до 2025 года.
При этом степень экспертной проработки столь значимого документа не выглядит, согласно техзаданию, фундаментальной. Достаточно консультаций с тремя специалистами и совещания еще с семерыми. Не получит ли Министерство «на выходе» красочную презентацию – «в соответствии с методологией и требованиями российских и международных стандартов управления проектами» - которая будет пригодна только для торжественной публикации на сайте?
Ведь ни одного конкретного, имеющего отношение к печальной реальности, в которой пребывают памятники деревянного зодчества России, целевого показателя в техзадании не просматривается. Какие именно конкретные перемены в их судьбе должны быть обеспечены благодаря разработке и реализации Концепции? Сколько памятников и в какие сроки должны быть благодаря ей спасены, отреставрированы, включены в туристический оборот?
Может быть, мы требуем от техзадания слишком многого? Но хотя бы постановки конкретных проблем и вопросов, о которых давно говорят эксперты, можно было ожидать? Например, приоритет реставрационных или консервационных работ на деревянных памятниках? Перевозка в музейные резервации – или сохранение на месте? Концентрация ресурсов на первоочередном списке бедствующих объектов – или попытка стабилизации этого пласта наследия разом в нескольких регионах? Продолжать применять к памятникам стандартную контрактную систему, с губительными последствиями - или усовершенствовать процедуру?
И еще один вопрос: почему, интересно, такая работа разыгрывается Минкультуры РФ на конкурсе? Ведь в его ведении есть как минимум три научных института, занимающихся проблематикой культурного наследия, один из которых - и вовсе «профильный». Ведь этим институтам Министерство вполне могло бы поручить разработать такую концепцию – в рамках их повседневной деятельности. Или результат в этом случае понятен заранее?
Досье. Что рекомендовали российские специалисты еще десять лет назад.