Чемпионат мира на отдельно взятом стадионе
Чемпионат мира на отдельно взятом стадионе
Архитектура есть, памятника нет. Или ни того, ни другого?
Константин Михайлов
От редакции. Не в силах остаться равнодушными к открытию Чемпионата мира по футболу в России, мы приняли посильное участие в выпуске специального номера журнала «Охраняется государством» - «Спортивное наследие», приуроченного к этому эпохальному событию. Предлагаем вашему вниманию один из материалов номера.
Стадион "Центральный", каким его помнят несколько поколений жителей Екатеринбурга
При первом взгляде на бывший стадион «Центральный» в Екатеринбурге, объект культурного наследия регионального значения, мелькает мысль: сюда упала бомба. Но не взорвалась, а так и застряла между уцелевших трибун. И никто не удивляется, и все делают вид, что иначе и быть не могло.
Но это при первом взгляде. На самом деле случившееся в Екатеринбурге требует вдумчивого разбора. Формально памятник сохранен: цело все, что значилось в предмете охраны (сокращенном, правда, донельзя). Содержательно говорить всерьез о сохранении могут лишь штатные оптимисты. Уцелевшие фрагменты старого «Центрального» выглядят, как аппликация, по нелепой причуде налепленная на современный стадион. Но ведь сказать при этом, что объект культурного наследия утрачен, тоже нельзя. Можно увидеть, можно потрогать.
Как же это произошло? Будем разбираться, призвав на помощь экспертов.
Стройка новой арены в разгаре. 2016 год
Хроника перманентной реконструкции
7 октября 2015 года в Екатеринбурге при участии губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева был торжественно заложен фундамент нового стадиона (во время чемпионата мира по футболу 2018 года он будет называться «Екатеринбург Арена»). Стройка началась внутри сохранявшихся стен исторического стадиона «Центральный» 1953–1957 гг. Проект реконструкции стадиона к чемпионату мира (госзаказчик работ – ФГУП «Спорт-Инжиниринг») предполагал сохранение фасадных стен Западной и Восточной трибун (в предмете охраны памятника остались только они, кассовые павильоны и ограда с воротами), между которыми и строилась современная арена.
Как сообщали тогда СМИ, на реконструкцию стадиона из федерального бюджета было выделено 12,5 млрд рублей.
Реконструкция закончилась в декабре 2017-го, и в апреле 2018 года на новой арене сыграли первый официальный матч. В июне 2018-го здесь состоятся четыре матча чемпионата мира.
К 2015 году, надо заметить, «Центральный», даже если абстрагироваться от статуса памятника архитектуры, вовсе не выглядел и не был морально устаревшим или ветхим. Ведь только что, в 2006– 2011 гг., он уже пережил реконструкцию, на которую было, по данным СМИ, потрачено 2,5 млрд рублей. «Начинка» стадиона при этом была решительно модернизирована, но внешний исторический облик в целом сохранен, хотя специалисты и высказывали критические отзывы о качестве работ с неоклассическим декором.
"Центральный" после реконструкции 2006-2011 гг.
Требования ФИФА и требования закона
Но эта реконструкция, которую (в сравнении с последовавшей) можно назвать даже и щадящей, не была ориентирована на чемпионат мира по футболу. Как только стало известно, что Екатеринбург рассматривается как один из адресов грядущего мундиаля, виды на «Центральный» снова изменились – в прямом и переносном смысле.
В начальной стадии, в 2010 году, фигурировал проект, по которому «Центральный» расширялся за счет временных сборно-разборных конструкций за воротами и накрывался крышей в виде диска на колоннах. Это был проект-компромисс: внешнее восприятие памятника, конечно, изменялось, но он сохранял целостность, пусть и в новомодном «футляре». Однако этот проект быстро уступил место ныне реализованному.
Один из вариантов "компромиссного" проекта. 2010 г.
Жестким требованиям ФИФА по вместимости, комфорту, номенклатуре помещений и пр., применяемым к стадионам чемпионатов мира по футболу, старый «Центральный», понятно, не соответствовал, даже с учетом реконструкции 2000-х. Дискуссий было много: предлагали строить стадион на новом месте, двигать сохраняемые старые трибуны и т. п. В результате достигнут был новый «компромисс»: встроить новую арену с модернистскими фасадами меж старых стен. Вместимость стадиона удалось снизить с первоначально запланированных 45 до 35 тысяч зрителей, при этом 15 тысяч разместятся на примыкающих к стадиону временных сборно-разборных трибунах. После ЧМ-2018 их должны демонтировать, и «Центральный» будет вмещать около 25 тысяч зрителей.
Конечно, новое строительство внутри стадиона-памятника, тем более такое масштабное (7 этажей, 45 м в высоту), никак не соответствует ни духу, ни букве законодательства об охране культурного наследия. Радикально изменены облик и образ памятника, его восприятие. Считать «Центральный» памятником советской неоклассики теперь решительно невозможно. Но требования ФИФА и желание принять матчи чемпионата мира именно на «Центральном» оказались сильнее подобных сантиментов.
Примерно то же самое в эти же годы произошло в Москве с знаменитым стадионом «Динамо». Правда, в столице, видимо, чтобы придать этому проекту хотя бы видимость легальности, статус памятника архитектуры, который «Динамо» имел с 1987 года, оказался подменен «достопримечательным местом», на котором закон допускает строительство. В Екатеринбурге к таким ухищрениям прибегать не стали, посчитав, что достаточно сохранения «предмета охраны». Судя по «реставрационным» отчетам, стадион стали именовать «комплексом», а сохраняемые трибуны и кассы – отдельными памятниками, входящими в его состав. Так «элегантно» был обойден вопрос о строительстве на территории объекта культурного наследия.
Высказать свое отношение к реконструкции «Центрального» мы попросили самых разных людей – и проектировщиков, и экспертов, работников госорганов охраны наследия, и представителей общественных организаций.
Делайте выводы.
Дмитрий Буш, главный архитектор проектного института «Арена»:
– Предмет охраны стадиона был – фасады, входные павильоны и ограды. Внутри все снесли во время предыдущей реконструкции 2000-х гг. Те трибуны, что построили на их месте, не соответствовали требованиям ФИФА ни по уклону, ни по видимости, ни по безопасности, ни по количеству лож и раздевалок. Для чемпионата мира опять пришлось все сносить и строить заново. Знаю, что местные специалисты делали три проекта, но все эти варианты экспертизу не прошли и с ФИФА их тоже не смогли согласовать. Тогда обратились к нам.
Мы должны были вписаться в периметр сохраняемых стен. При этом вместимость арены должна быть 35 тысяч, а помещалось чуть больше 20. Мы предложили сделать временные трибуны, примыкающие к стадиону с севера и юга. После чемпионата мира их разберут, и стадион приобретет круглую замкнутую форму. Сейчас все построено в соответствии с нашим проектом и получило одобрение ФИФА.
"Интерьер" новой арены
Я согласен, что облик стадиона радикально изменился. Но только так можно было выполнить все требования ФИФА. А именно такая задача была поставлена – чемпионат мира как-никак. Мы и решали эту конкретную задачу. Лучше было бы без новой части? Лучше, не сомневаюсь. Лучше был бы «Крестовский» в Петербурге, если чашу Курокавы на него не ставить, а оставить решение Никольского? Конечно, лучше было бы. Но нормативы ФИФА диктовали свое. Мы ведь еще с большим трудом сумели снизить численность зрителей с 45 до 35 тысяч, убеждали, что больше 35 тысяч для Екатеринбурга невозможно, и из них 10 тысяч мест сделали разборными.
Роман Рыбало, руководитель Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры (АУИПИК):
– Если вы спросите меня, возник ли фактически новый стадион на старом месте, я скажу – да. Глядя на фотографии, надо сказать прямо, что построен новый стадион. Новый по стилю, характеристикам, по своей сути.
Если вы спросите меня, сохранен ли старый стадион, я опять скажу – да. Формально, по букве закона, сохранен, предмет охраны уцелел, но по сути старый стадион растворился, стал неузнаваем. Старые стены смотрятся неким «недоразумением» на фоне нового объема.
Я понимаю, что требования ФИФА – по инфраструктуре, численности мест, историческому окружению – возможно, не оставили проектировщикам выбора. Но в то же время как-то не верится, что исполнять эти требования можно было только так, что нельзя было действовать деликатнее по отношению к сохраняемому стадиону. Насколько я знаю, новое наполнение стадиона очень удобно и комфортно для болельщиков, дает прекрасный обзор, что не может не радовать. Но будет ли все это пространство использоваться эффективно после чемпионата мира? Нужны ли Екатеринбургу эти десятки тысяч мест? Целесообразной ли оказалась уступка требованиям ФИФА за счет интересов наследия? На эти вопросы у меня нет однозначного ответа.
Владимир Цветнов, директор Департамента государственной охраны культурного наследия Минкультуры России:
- С точки зрения архитектурного решения мне нравится, как развернулась ситуация со стадионом в Екатеринбурге. Исторический облик сильно пострадал, но ведь первоначально вообще шла речь о переносе стадиона. Мы провели десятки совещаний, обсуждая, что и как лучше сделать. В результате благодаря приходу другого архитектора стадион стоит на историческом месте. Вместо 45 тысяч мест ФИФА разрешила 35. И сделали трибуны, которые потом можно демонтировать.
Юрий Курашов, зампредседателя Совета Свердловского регионального отделения ВООПИК:
– Проведенные комплексные научные исследования послужили основанием для утверждения в 2014 году предмета охраны памятника уполномоченным госорганом в области охраны объектов культурного наследия, а также для проектных предложений по воссозданию скульптурных композиций, барельефов, архитектурно-декоративных изделий на фасадах трибун и касс.
Целью разработанной проектной документации «Реконструкция и реставрация объекта культурного наследия «Стадион “Центральный“. Комплекс» вместимостью 35 000 зрительских мест, г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 3» (ФГУП «Спорт-Инжиниринг», 2015 г.) являлось:
– увеличение вместимости стадиона, максимально эффективное использование земель согласно заданию на проектирование, выданному государственным заказчиком ГКУ СО «УКС Свердловской области» в соответствии с государственным контрактом по реконструкции и приспособлению объекта культурного наследия к использованию, соответствующему международным стандартам;
– соблюдение требований по обеспечению сохранности особенностей, составляющих предмет охраны памятников.
В связи с требованиями ФИФА к вместимости стадиона, предназначенного для проведения чемпионата мира по футболу в 2018 г. (до 35 000 зрительских мест), был выполнен проект реконструкции и реставрации с полной заменой трибун и подтрибунных помещений, реконструированных в 2010–2011 годах. Новый объем постоянных трибун вписывается в планировочный габарит существующего стадиона, дополнительные места временно размещаются на сборных северной и западной трибунах.
Сохранены исторические стены западной и восточной трибун, относящиеся к предмету охраны, а также строения восточных и западных билетных касс с воротами, участки исторической металлической ограды с кирпичными столбами.
Панорама "Центрального". Проектные материалы 1950-х гг.
Фасады восточной и западной трибун композиционно вписываются в пространственную структуру вновь возводимой арены, находясь в основании нового объема на удалении от несущего железобетонного каркаса. В боковых дугообразных крыльях стен предлагалось восстановить исторические дверные и оконные проемы, ворота, авторский лепной декор, отделку поверхностей стен в виде гладкой штукатурки с отделкой «под песчаник».
Внутренние поверхности реставрируемых стен фасадов восточной и западной трибун превращены в результате реконструкции стадиона в целостные плоскости, открытые для восприятия зрителей в образуемом пространстве-атриуме между современными ярусными конструкциями стадиона и историческими стенами.
В результате проведенных производственных работ по сохранению объекта культурного наследия «Стадион “Центральный“. Комплекс» удалось создать условия для обеспечения длительной физической сохранности строительных конструкций памятников, выявить историческую и культурную ценность памятников «Фасад восточной трибуны главной спортивной арены», «Фасад западной трибуны главной спортивной арены», «Кассы билетные с воротами главного входа восточные» и «Кассы билетные с воротами западные» путем воссоздания утраченных декоративных деталей, обеспечить популяризацию объекта культурного наследия как ансамбля, сохранив его функциональное назначение – спортивный комплекс областного значения – и усилив его роль в городской застройке, в том числе организацией декоративной подсветки.
Лариса Шашкина, реставратор, почетный архитектор России, госэксперт государственной историко-культурной экспертизы (Екатеринбург):
– После реконструкции «Центрального» в 2006–2011 гг. были сохранены удобная функциональная организация территории с расположением спортивных сооружений, ландшафтные композиции, скульптурные элементы, декоративное убранство и стилистика ансамбля. Несмотря на утраты элементов декора, степень изменений здесь еще не преобладает над целостностью и единством ансамбля, новоделы над историческими фасадами трибун не оказывают подавляющего воздействия.
При реконструкции стадиона к ЧМ-2018 были утрачены ряд подлинных элементов декоративного убранства фасадов, подлинные ворота входов со стороны улиц Репина и Пирогова, озеленение территории объекта культурного
наследия. Не выполнена реставрация исторических скульптурных композиций футболистов, геральдики, вазонов. Новые скульптурные композиции выполнены «по мотивам», с большим искажением относительно сохранившихся оригиналов. Добавлены ранее не существовавшие скульптурные элементы, не включенные в утвержденный предмет охраны.
Таким образом, утрачена градообразующая роль объекта культурного наследия, историческая классическая организация ансамбля, подлинные элементы декоративного убранства, что является прямым нарушением Федерального закона No 73-ФЗ. Фактически утрачен еще один объект наследия Российской Федерации.
Марина Сахарова, координатор градозащитного проекта «Реальная история» (Екатеринбург):
– Выбранный для проведения матчей ЧМ-2018 объект культурного наследия «Центральный» стадион по всем параметрам не соответствовал требованиям ФИФА. Это касалось не только вместимости стадиона, но и необходимой ему территории. Площадь стадиона увеличили за счет градостроительного ансамбля 1920–1930-х гг. у бывшей западной границы города. Здесь по плану Большого Свердловска был построен Медицинский городок (архитекторы Г.А. Голубев, Г.П. Валенков, А.В. Кац) с парковым комплексом. Полное переустройство разрушило градостроительную целостность, историческую планировку улиц, ансамбль парков и бульваров.
Источник иллюстраций: Проектный институт "Арена"; WikimediaCommons