«Фрески Рублева пришлось спасать от непрофессионалов»

Заслуживающими широкого внимания подробностями реставрации фресок Андрея Рублева во владимирском Успенском соборе поделился с читателями “Владимирских ведомостей” директор АО “Владимирреставрация” Владимир Кислов.
В конце сентября 2016-го, на месяц раньше установленного госконтрактом срока, специалисты «Владимирреставрации» завершили масштабные консервационно-реставрационные работы по живописи в Успенском соборе. Отреставрированы десять участков росписей на площади 388 квадратных метров, в том числе фрески Андрея Рублева на хорах, за иконостасом и знаменитый «Страшный суд».
Работу владимирских реставраторов в Успенском соборе высоко оценивал на наших страницах такой авторитетный эксперт по древнерусской живописи, как Лев Лившиц. Тем интереснее послушать, что рассказывает Владимир Кислов:
“Наши специалисты (в 2013 году – Ред.) уже были готовы начать реставрацию уникальной росписи, но... Критический момент наступил, когда торги выиграла столичная фирма «Вифания». Люди без опыта пришли на памятник ЮНЕСКО, и нам пришлось буквально спасать фрески Рублева от непрофессионалов. Вместе с губернатором Владимирской области Светланой Юрьевной Орловой доказывали, что сотрудники «Вифании» не обладают квалификацией, соответствующей масштабности, значимости работ".
Как сообщается, "владимирским специалистам и главе региона удалось отстоять свою точку зрения. В итоге трехлетний контракт на сумму 27 миллионов рублей был заключен с ВНП АО «Владимирреставрация»".
Владимир Кислов рассказал и о судьбе новых открытых (точнее говоря, забытых с 1970-х гг. – Ред.) фрагментов росписи Рублева за соборным иконостасом ("Хранители Наследия" сообщали о них в мае 2015 года):
“Мы на время проведения реставрационных работ открыли фрески, которые находятся за иконостасом. Они сохранились лучше других, потому что туда не попадает ни копоть, ни пыль. И чтобы все могли их увидеть, было решено в последующем поставить информационные щиты с изображением скрытых композиций. Но это уже задача музея-заповедника. Реставраторы порученную им работу выполнили, хотя памятник - это ведь живой организм, все время нужно что-то делать, чтобы продлить ему жизнь”.
Комментарий “Хранителей Наследия”: Поздравим “Владимирреставрацию” и себя самих с реставрацией и сохранением фресок Успенского собора. Но если спасти творения Рублева от непрофессионалов можно только с помощью губернатора – чего стоит вся система организации реставрации в стране?