Игра в одни ворота

19.04.2020
Игра в одни ворота

Ворота дома Ливенцева в Туле – один из лучших памятников барокко в России. К сожалению, их судьба в последние годы внушает одни опасения. Покосившиеся, заколоченные, подпертые со стороны двора стальными балками – ворота, казалось, ждали с молчаливым укором, пока власти, занятые масштабными проектами благоустройства и музейных кварталов,  обратят на них внимание. О скорой реставрации ворот говорили в Туле с конца 2015 года,  но ничего не происходило.

И вот в апреле 2020 года из переписки краеведа и блогера Елены Платоновой с городской администрацией выяснилось, что проектно-сметная документация реставрации ворот, разработанная ООО «Преображение», прошла историко-культурную экспертизу. Тут же стало известно, что денег на реставрацию (ориентировочная стоимость – 18 млн руб.) в бюджете Тулы на 2020 год не нашлось. Ворота являются муниципальной собственностью. 

Министр культуры Тульской области Татьяна Рыбкина пояснила журналистам, что проект реставрации ООО «Преображение» разрабатывало «на безвозмездной основе», а в администрации Тулы обещают «включить в план финансирование реставрационных работ в 2021 году». 

Таким образом, перед барочными воротами XVIII века, украшавшими парадный въезд в усадьбу Ивана Ливенцева, поставлена задача достоять до 2021 года. Будем надеяться, они ее выполнят.

liv2.jpg

Тульская общественность, правда, беспокоится, что ворота могут исчезнуть и в процессе реставрации – т.е. подлинник сменится «новоделом». Во всяком случае, проектировщики не исключают полного демонтажа памятника. Как пишут туляки в соцсетях, 1 марта 2020 года на заседании регионального Общественного совета по культуре и охране объектов культурного наследия, с участием руководства минкультуры региона и областной инспекции по охране памятников обсуждались два варианта реставрации ворот.

Первый предусматривал демонтаж ворот с последующим восстановлением; второй – снятие грунта, скрывающего нижнюю часть ворот, укрепление фундаментов и «консервацию памятника в том виде, в каком он сохранился, с закреплением сохранившихся деталей». Как свидетельствует тульский краевед Сергей Демидов, «присутствующие  единогласно высказались за второй вариант и сочли более важным достоверное сохранение оставшихся фрагментов, чем какое-то новодельное воссоздание. Проектировщик согласился. Мнение общественности было поддержано инспекцией и министерством культуры». 

Будем надеяться, что в этом общем мнении госорганы Тульской области останутся тверды.

liv3.jpg

Досье. Ворота входят в состав объекта культурного наследия федерального значения «Дом Демидовых с воротами». Приписывались руке В. Растрелли, без каких-либо, впрочем, документальных оснований. В книге   Ю. и З. Шамуриных «Калуга. Тверь. Тула. Торжок» (1913 г.), о воротах дома Ливенцева сказано следующее: «Красивые арки забиты, правда, серыми досками, но сохранились еще причудливые линии барокко, вьющие камень, как воск, превращающие его в ювелирное изделие, покрытое сетью рокайлей. Громадное мастерство, обнаруживающее руку Растрелли, чувствуется  в этом порастающем травой и деревцами художественном обломке. В каждой линии, в каждом капризном завитке виден большой мастер, тонкий изощренный художник».

Фото: rubets.enjourney.ru

На главную