«Итогом будет реставрация десятков и гибель тысяч памятников»

«Итогом будет реставрация десятков и гибель тысяч памятников»

30.05.2017
«Итогом будет реставрация десятков и гибель тысяч памятников»

Хроники пикирующего деревянного зодчества

«Хранители Наследия»

Пока в Москве обсуждают разработанную по заказу Минкультуры России Концепцию сохранения памятников деревянного зодчества, из регионов долетают хроники его старых и новых бедствий, приправленные оптимистическими комментариями ответственных лиц. Последняя неделя мая принесла новости из Яндомозера, Кимжи и Заостровья.

Яндомозеро: усилить контроль, держать на контроле, усилить контроль…

yand1.jpg

Трудно опознать в этой куче бревен шатровый храм XVII века? Приходится верить: это он. Ждет реставрации

Читателям нашего сайта известна судьба Варваринского храма XVII века, который начали в 2016 году по решению и разрешению Минкультуры РФ и под контролем Минкультуры Карелии перевозить из села Яндомозера в соседние Типиницы. В результате блестяще организованной операции часть разобранного памятника осталась на прежнем месте, часть брошена у дороги, часть привезена в Типиницы и пролежала практически год под летними и осенними дождями, потом под снегами, теперь опять под дождями.

Сколько подлинника останется в результате таких «работ по сохранению» - мы не беремся предсказать. Зато можем сообщить, что примерно с опозданием на год в Карелии началась спасательная операция. Пока словесная.

В Общественной палате республики 23 мая состоялись слушания о ситуации с яндомозерской церковью.  Рекомендации слушаний выглядят почти как заклинание: усилить контроль, держать на контроле, взять под общественный контроль… Непонятно, что мешало заняться попавшим в критическую ситуацию памятником год назад, когда стало понятно, что его не только не удалось полностью перевезти, но даже невозможно начать собирать на новом месте – в проекте не было даже работ по устройству надежного фундамента.

На слушаниях в Общественной палате, согласно сообщениям республиканской прессы, выяснилось множество замечательных подробностей. 

Как будет оформлена земля под памятником, в чьей она будет собственности и управлении – неизвестно. Сейчас бревна сруба свалены на частный земельный участок (!), с хозяином которого об этом никто не договаривался и который может в любой момент потребовать расчистить свою собственность. Частично «склад» оказался на сельском погосте, и жители Типиниц теперь жалуются, что он мешает им навещать могилы, и опасаются, что реставраторы вытопчут кладбище, когда работы все-таки начнутся.

Правда, случится это не так уж и скоро. По словам председателя Госкомитета Республики Карелия по охране объектов культурного наследия Юлии Алиповой, проект «неимоверными усилиями», при поддержке правительства Карелии и госкомиссии по празднованию столетия республики, удалось реанимировать, но исполнять его будет другой подрядчик. На июнь Минкультуры РФ назначен новый конкурс, победитель которого в 2017-2018 гг. должен будет отреставрировать и поставить церковь на новом месте, причем «уже готовы копии декоративных элементов, которые когда-то украшали памятник, но были утрачены». Как сообщается, конкурсные процедуры продлятся два месяца и «при удачном стечении обстоятельств» реставрационные работы могут начаться в сентябре-октябре.

То есть практически накануне зимы. Что будет при неудачном стечении обстоятельств и в чем гарантия удачного – не сообщается. Но в общем, понятно.

Директор ООО «Заонежье» реставратор Виталий Скопин назвал положение Варваринской церкви критическим, но стабильным – мол, видали и похуже. В происшедшем Скопин обвинил нынешнюю систему госзаказа в реставрации: небольшие местные фирмы не могут конкурировать с федеральными, которые побеждают в конкурсах, а потом «сохраняют» памятники по яндомозерскому сценарию. Как считает Скопин, нужно «вернуть регионам право распоряжаться федеральными средствами, предназначенными на реставрацию памятников, поскольку на местах специалисты лучше знают, какие объекты нужно реставрировать в первую очередь, и тогда деньги пойдут строго по назначению». Как справедливо замечают карельские коллеги, «это пока из области фантастики».

В общем, совершенно права руководитель карельской общественной организации «Заонежье» Валентина Сукотова: «В центре проблемы стоят безответственные люди, которые и довели ситуацию с Варваринской церковью до такого плачевного состояния».

По итогам, помимо призывов ко всеобщему контролю, решено было готовить место для проживания реставраторов в Типиницах, «оперативно рассмотреть вопрос предоставления во временное пользование земельного участка для организации хранения элементов памятника и организации производственной площадки». В сборе разбросанных вдоль столбовой дороги из Яндомозера в Типиницы бревен церковного сруба, оказывается, «могли бы помочь заонежские активисты». Может быть, им и стоило вручить еще год назад реставрационный бюджет?

Совет Общественной палаты Карелии решил еще «обратиться за поддержкой в Министерство культуры Российской Федерации и Общественную палату Российской Федерации с просьбой о содействии в ускорении темпов подготовительных и реставрационных работ, чтобы памятник деревянного зодчества -  церковь Великомученицы Варвары была восстановлена в предусмотренные контрактом сроки – за 2017-2018 годы».

Кимжа и Заостровье: без кровли и громоотвода еще полтора года

kimzha.jpg 

Так сейчас выглядит храм в Кимже. В каталогах памятников датировка 1709 годом останется неизменной 

О судьбе двух деревянных памятников Архангельской области – Одигитриевской церкви в Кимже и Сретенского храма в Заостровье – только что рассказал в статье для «Регнума» известный публицист и общественный деятель Владимир Станулевич.  

Напомним, что эти храмы «реставрировали» по госконтрактам на месте, но работы были брошены на полдороге из-за перебоев с финансированием. А пока оно было, спешка подрядчиков превращала реставрацию в варварское разрушение подлинника.

Результаты на конец весны 2017 года, согласно В. Станулевичу, таковы.

Госконтракт на реставрацию Одигитриевской церкви 1709 года в Кимже «был заключен Министерством культуры РФ с ЗАО «Росреставрация», по которому работы должны были быть завершены в октябре 2016 года. Но осмотр в марте 2017 года показал, что в церкви не установлены полы, обшивка цокольного этажа и не смонтирована молниезащита. В период летних гроз это грозит уничтожением церкви, как случилось в 2013 году в селе Лядины Каргопольского района, где от молнии сгорела отреставрированная за десятки миллионов рублей и снабженная молниезащитой и сигнализацией церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1761). Кроме того, подрядчик не рассчитался с местным субподрядчиком «Архангельской плотницкой школой», и школа покинула объект. Это типично для московских реставрационных организаций, «кидающих» местных работников, которые на самом деле и выполняют почти всегда работы на объектах Минкульта РФ».

Ситуация, продолжает В. Станулевич, стала поводом для обращения к прокурору Архангельской области Виктору Наседкину и к председателю правительства Архангельской области Алексею Алсуфьеву с просьбой проверить выполнение госконтракта № 4014−01−41/12−14 от 17.09.2014 между ЗАО «Росреставрация» и Министерством культуры РФ.

Из Инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области пришел ответ за № 409/656 от 12.05.2017 года:

«Информируем Вас, что Инспекция по охране объектов культурного наследия Архангельской области (далее инспекция) держит на контроле критическую ситуацию, возникшую в связи с неисполнением Российским республиканским научно-реставрационным закрытым акционерным обществом «Росреставрация» своих обязательств по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения «Церковь Одигитрии» расположенного по адресу: Архангельская область, Мезенский район, деревня Кимжа. Тема необходимости принятия срочных мер, направленных на завершение ремонтно-реставрационных работ на памятнике истории и культуры «Церковь Одигитрии», по инициативе Губернатора Архангельской области И.А. Орлова стала предметом обсуждения во время посещения Архангельской области Министром культуры Российской Федерации В.Р. Мединским 2 мая 2017 года. Инспекция в рамках своих полномочий и далее будет контролировать вопрос завершения ремонтно-реставрационных работ на памятнике истории и культуры «Церковь Одигитрии».

Итак, опять – «держим на контроле».

«Первым ощутимым результатом обсуждения губернатором и министром этой проблемы, - продолжает В. Станулевич, - стало посещение на прошлой неделе объектов ЗАО «Росреставрация» комиссией Министерства культуры РФ — для принятия работ «по факту». Что мешало сделать это в установленные сроки — не вполне ясно, возможно Одигитриевскую церковь «забыли» или решили приглушить скандал, растянув его по времени. Вторым объектом «Росреставрации» является Сретенская деревянная церковь в Заостровье, контракт по которой истек еще 31 октября 2016 года, но после ряда проверок правоохранительными органами реставраторы продолжили работу и теперь она завершается. Подписание акта комиссией вынудит «Росреставрацию» остановить работы, которые велись на свой страх и риск, и завершаться они будут «в установленном порядке». На сегодня крыша смонтирована временная, а не капитальная, нет утепления пола и так далее.

zaostr.jpg

Так реставрировали храм в Заостровье

Теперь даже если Министерство культуры РФ решит завершить реставрацию Одигитриевской и Сретенской церквей, то в рамках прошлых контрактов это не получится — бюджетный год кончился, деньги на 2017 год не перешли — требуется снова заложить их в проект бюджета на 2018 год (бюджет 2017 года уже исполняется) и провести новые конкурсы. Таким образом, Сретенская церковь простоит в лучшем случае полтора года с незавершенной крышей, а Одигитриевская — без молниезащиты.

Во время моей встречи с руководителем Инспекции по охране памятников Анной Ивченко обсуждался вариант завершения монтажа молниезащиты и совместимость этого с законом «Об объектах культурного наследия». Приоритетом в данном случае должна стать безопасность церкви и государственных вложений в ее реставрацию, а не формальное понимание буквы закона». 

«Брошенные объекты подвисают на годы»

Ну и выводы архангельского публициста – прислушаемся: «Критическая ситуация с двумя знаменитыми деревянными церквями — еще один признак глубокого кризиса в реставрационном деле, когда госконтракты заключают московские фирмы, работы ведут местные реставраторы — почему-то не побеждающие на конкурсах, которых потом зачастую кидают по оплате. За выполнением контрактов Москва не следит, брошенные объекты подвисают на годы — иногда под угрозой уничтожения, как Одигитриевская церковь в Кимже. К сожалению, Министерство культуры ищет пути решения проблемы не в том направлении, которое подсказывает здравый смысл, а в противоположном.

Опубликованный проект «Концепции сохранения памятников деревянного зодчества и включения их в культурный оборот до 2025 года», созданный по заказу Минкульта РФ, призывает к дальнейшему усложнению и регламентации реставрационных работ — вместо привлечения в спасению Церкви и благотворителей, и упрощению спасения объектов.

Это еще можно было терпеть, когда в бюджете было много денег, рождавших надежды, что «очередь дойдет до всех». Теперь этой надежды нет, надо искать альтернативы спасения «всем миром». Но их не ищут. Итогом этого будет реставрация десятков — еще дороже чем раньше, и гибель тысяч памятников, к которым будут призывать не прикасаться «непрофессионалов» — под угрозой уголовных дел. Когда же деревянные церкви и дома рухнут, чиновники и «профессионалы» скажут, что Минфин РФ на все не дал денег».

Комментарий «Хранителей Наследия»: Сдается нам, в отношении Концепции автор чрезмерно строг и даже несправедлив, но с его прогнозом спорить трудно.

Единственное, что можно добавить: пора обсуждения Концепции переводить в практическое русло: создавать общим экспертным усилием четкий список памятников, требующих неотложной реставрации и консервации, для включения специальным подразделом в ФЦП «Культура России» на ближайшие годы; предлагать технические задания и условия конкурсов, ориентированные на победу в них ответственных профессионалов; формулировать условия и гарантии работ волонтеров.

Заглавное фото: храм в Заостровье на финише реставрации. Фото:  Екатерина Исхакова («Черника»); фото в тексте: VK-группа «Кимжа – лучшее место на земле», poeziasevera.ru, VK-группа «Заостровье.ру»

На главную