Как разрушается псковский XVII век
Внедрение «проверенного столичного опыта борьбы с памятниками истории и культуры»
«Хранители Наследия»
Недавнее очередное обрушение (27 июня 2016 года) памятника псковской гражданской архитектуры XVII века – Дома предводителя псковского дворянства – не является, по мнению псковских экспертов, исключительным несчастным случаем. Напротив, оно может быть следствием применения на псковской земле проверенных столичных методов, с помощью которых власти и застройщики избавляются от постылых архитектурных памятников.
Подтверждая эти выводы, в ночь на 5 июля во Пскове случился пожар в Доме Седельщикова, памятнике федерального значения (XVII в.). Версия причин пожара от МЧС - "занесение постороннего источника огня".
Как пишет интернет-издание “Общественный контроль” в статье “Уничтожение памятников федерального значения в Пскове поставили на поток”, Дом предводителя дворянства на Романовой горке еще в 2006 году был передан арендатору, “который за последние десять лет, судя по последним событиям, палец о палец не ударил, чтобы спасти уникальный памятник. Не стал своеобразным сигналом тревоги и пожар, который в 2008-м устроили внутри здания бомжи.
В результате выгорела крыша и часть помещений, однако арендатор - тот, кто вызвался добровольно отвечать за здание, даже не удосужился разобрать завалы. Как следствие - открытая кладка под воздействием влаги и резких зимних перепадов температур начала быстро рассыпаться… Сейчас рухнула южная часть стены, на «честном слове» держится фасад, другие конструкции. При этом никого не наказывают за вопиющее небрежение историческим наследием. А ведь этот самый арендатор несет ответственность и за другие исторические строения на Романихе, которые также находятся в плачевном состоянии”.
Ирина Голубева, руководитель Псковского регионального отделения ВООПИК, предполагает, что во Пскове испытывается “проверенный опыт борьбы с памятниками истории и культуры”: “Этот способ уже показал свою эффективность в столицах - Москве и Петербурге. Некто берет в аренду историческое здание, но вместо того, чтобы его привести в нормальное состояние, спокойно дожидается, когда оно само рухнет, а когда ничего восстановить уже нельзя, то на старом месте громоздится какой-нибудь новодел. И экономия средств, и, дескать, забота о внешнем облике города”.
Состоятельных инвесторов, способных восстановить объекты культурного наследия, вне столиц немного. Да и те, что решаются вложиться в такой бизнес всерьез, испытывают немалые проблемы. После обрушения Дома предводителя дворянства во Пскове вспоминают историю о том, как ООО «Трест зеленого хозяйства» взяло в долгосрочную аренду “палаты Меньшикова” (о судьбе их “Хранители Наследия” писали в июне 2015 года – Ред.).
Как рассказывают представители инвестора, памятник “был сдан в эксплуатацию” на десять лет раньше оговоренного срока, однако обещанного освобождения от арендной платы до 2020 года инвестор не получил. Наоборот, с него пытались взыскать “недоимки”, а ныне снова предъявляют финансовые претензии в 5,5 млн рублей! “Стоила ли игра свеч, когда мы ввязывались в это предприятие?” – задаются вопросом инвесторы, подсчитывая понесенные затраты.
Александр Голышев, бывший руководитель областного Комитета по культуре, вспоминает, что псковичи обращались в Минкультуры РФ с предложением заложить в рамках ФЦП “Культура России” “отдельную строку по финансированию восстановления общественных зданий XVII века” в городе, который “является уникальным по их количеству”. Но поддержки не нашли.
Говоря о качестве реставрационных работ, псковские эксперты с ностальгией вспоминают работавшую в городе и области с советских времен до середины 2000-х гг. государственную “Генеральную дирекцию «Спецпроектреставрация». Ее “первый и последний руководитель” - заслуженный строитель, почетный гражданин Пскова Анатолий Васильев считает ошибочным решение тогдашнего губернатора региона Михаила Кузнецова закрыть эту структуру “в целях оптимизации”: “Это показало время. Это ведь мы в свое время начинали реставрировать Изборскую крепость, и если бы эти работы были продолжены, то такого безобразия на объекте бы не было. Если же говорить о восстановлении Дома предводителя, то, по существующим нормам, реально потребуется не менее четырех лет, чтобы вернуть ему прежний вид, включая подготовку проектной документации”.
Но пока нет никаких гарантий, что федеральный центр выделит дополнительные средства для восстановления погибающего псковского XVII века. Псковские эксперты называют и другие памятники, находящиеся в опасности - «палаты Трубецких» и бывшее здание шпагатной фабрики на улице Леона Поземского, Дом Печенко, развалины казарм Иркутского полка и др.
Послесловие Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия:
"Объект культурного наследия федерального значения, памятник архитектуры - «Комплекс гражданских зданий на Романовской горке: дом предводителя дворянства», XVII в., расположенный по адресу: Псковская область, г. Псков, ул. Советская, 52-а, поставлен на государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624 «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР».
Дом предводителя дворянства зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия и является объектом федеральной собственности.
Памятник имеет утвержденные границы территории и предмет охраны.
Здание расположено на территории Романовой горки и является частью известного комплекса памятников псковского гражданского зодчества XVII в. В 1724 г. камергер Псковской провинции Алексей Федорович Яхонтов купил его у ближнего боярина, графа Петра Матвеевича Апраксина. В 1804 г. дом куплен Приказом общественного призрения, в 1824 г. его купило Псковское городское общество для губернского предводителя дворянства. В "Ведомости о древних зданиях в г. Пскове", представленной уездным предводителем дворянства губернатору Пскова 30 апреля 1842 г., здание названо «дворянским домом». Как "Дом предводителя дворянства" значится оно у И.Ф.Годовикова (1857 г.), "Домом дворянского собрания" называет его Василев И.И., "Дворянским домом" - В.Гедимин (1903 г.).
После Октябрьской революции до 1951 г. здание занимал народный суд. В 1960-е годы оно использовалось под общежитие культпросветучилища, затем передано Псковской областной филармонии.
В последнее время пользователем объекта культурного наследия являлось ЗАО «Дом приемов», которое обязалось согласно охранному обязательству обеспечить сохранность памятника, своевременно производить его текущий ремонт и закончить ремонтно-реставрационные работы в феврале 2017 г.
Длительное бездействие пользователя привело к значительному ухудшению состояния памятника. По результатам контрольных мероприятий Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия в 2014 г. его состояние было оценено как аварийное: в здании неоднократно происходили пожары, наблюдалось сильное замусоривание внутреннего пространства, фиксировались обрушение части кровли, угроза разрушения несущих конструкций и архитектурно-конструктивных элементов. По согласованию с прокуратурой ЗАО «Дом приемов» было включено в план проверок на 2015 г.
Однако, в сентябре 2015 г. ЗАО «Дом приемов» расторгло арендные отношения.
27 июня произошло обрушение части южной стены Дома предводителя дворянства. В настоящий момент Комитетом оформляется Акт технического состояния и иная документация для подготовки заявки в Министерство культуры РФ на финансирование первоочередных противоаварийных, в т.ч. проектных работ.
Аварийный объект будет огорожен для обеспечения безопасности и предотвращения проникновения на территорию памятника и угрозы жизни и здоровья граждан".
Фото: Сергей Некрасов ("Общественный контроль").