Кому Псковский Кром? Кому Ферапонтово?
Тендеры на реставрацию национальных шедевров выигрывают далекие малоизвестные фирмы
«Хранители Наследия»
Начало июня принесло пару загадочных результатов тендерных розыгрышей прав на реставрацию либо ее проектирование за государственный счет. Их можно было бы оставить без внимания, если бы речь не шла о национальных шедеврах, объектах культурного наследия экстра-класса, хрестоматийных памятниках, определяющих образ России.
Причем все происходит в полном соответствии с законом о контрактной системе. Но вызывает – публично - тревогу уже не только у реставраторов, но и у госорганов охраны памятников, вынужденных подчиняться закону № 44-ФЗ.
Псковский кремль: подмога из Кургана
Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области 2 июня выразил обеспокоенность результатами конкурса на разработку проекта реставрации Псковского Кремля. Работы в Кремле считаются одним из ключевых мероприятий комплексного плана по подготовке к проведению Международных Ганзейских дней, которые пройдут в Псковской области в 2019 году.
В интервью региональному информагентству председатель комитета Елена Яковлева сообщила, что победителем конкурса было признано ООО «Карат», зарегистрированное… в Кургане. Победитель предложил выполнить проектные работы за 25 млн рублей при начальной цене контракта 45 млн рублей. «Мы с нетерпением ожидали результатов конкурса, но такая серьезная уступка победителя, которая составляет почти 40% от цены контракта, безусловно, вызывает вопросы к обоснованию смет, экспертизе и к срокам исполнения работ, которые должны быть завершены в декабре текущего года. Напрашиваются параллели, которых очень хотелось бы избежать», - подчеркнула Елена Яковлева.
Однако само по себе рекордное снижение цены контракта, какие бы подозрения и опасения оно не вызывало, не может послужить законным основанием для пересмотра итогов конкурса. Теперь, по словам Елены Яковлевой, остается надеяться на контроль псковских специалистов: «Спасибо, что средства на проект реставрации были выделены. Мы будем помогать подрядчику, будем контролировать ход работ, но такое сокращение стоимости проекта в контексте реставрации воспринимается крайне неоднозначно. Должны быть разумные пределы «демпинга», которые на сегодня 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отсутствуют», - добавила Елена Яковлева.
Конкурс проводило подведомственное Минкультуры РФ ФГКУ «Центрреставрация», руководитель которого находится в настоящее время под арестом по «делу реставраторов». Добавим еще, что оно же являлось организатором скандального конкурса на проектирование реставрации крепости Копорье в Ленинградской области, который был отменен в марте 2016 года после публичного протеста группы экспертов, заявивших, что «цена контракта завышена как минимум на 50 миллионов рублей».
В «послужном списке» курганского «ООО Карат» для одной из профессиональных выставок можно обнаружить такие заслуги на ниве реставрации объектов культурного наследия, как «организация и проведение первоочередных-противоаварийных, ремонтно-реставрационных и земляных работ на памятнике Ольгинский приют трудолюбия для детей сирот, г. Омск, ул. Интернациональная, 25; разработка проектной документации для дальнейшей реставрации памятника культурного наследия федерального значения «Крепость."Тобольские ворота"», г. Омск; организация и проведение первоочередных-противоаварийных и ремонтно-реставрационных работ на памятнике «Храм Покрова Богородицы в Мальцево», респ. Мордовия, Торбеевский р-н, с. Мальцево; «организация и проведение первоочередных-противоаварийных и ремонтно-реставрационных работ на памятнике «Храм Покрова Богородицы в Стандрово, респ. Мордовия, Теньгушевский р-н, с. Стандрово; организация и проведение ремонтно-реставрационных работ на памятнике «Церковь Николаевская в Таловском», Курганская обл., Юргамышский р-н, с. Таловское; «разработка проектной документации по объекту Ольгинский приют трудолюбия для детей-сирот, Омск, ул. Интернациональная, 25».
Итак: детский приют в Омске, два сельских храма в Мордовии, церковь в Курганской области, ворота Омской крепости XIX века. С таким багажом, разумеется, пора проектировать реставрацию Псковского Крома.
Ферапонтов монастырь: подготовка строительного участка
В тот же день 2 июня главный архитектор ЦНРПМ Сергей Куликов мирно сидел и работал, как вдруг его оторвал от созидательной деятельности телефонный звонок. «Пытаюсь понять и принять внутри себя одну новость, которую сообщили мне из Кирилло-Белозерского музея-заповедника, - написал известный реставратор в социальной сети. - Дело в том, что конкурс на проведение работ по реставрации на объекте Всемирного наследия - ансамбле Ферапонтова монастыря - выиграла некая организация ООО "ОпрСтрой" из славного города Санкт-Петербурга. И вроде бы как выиграла по критериям качества. Может кто знает вышеозначенного монстра реставрации, или на слуху громкие победы этой замечательной компании в деле сохранения культурного наследия, -компании, которой народы Российской Федерации доверили лелеять и пестовать свое наследие. Хочется, чтобы эта подрядная чехарда хоть когда-нибудь закончилась на объектах реставрации, чтобы всё таки заканчивал работы на памятниках тот, кто начинал, и тот, кто начинал, всё-таки был выбран по-настоящему, по критериям качества и профессионального соответствия».
Сведения реставратора Куликова подтверждаются официальными данными сайта госзакупок. Не далее как 2 июня на нем были подведены итоги конкурса на «Проведение реставрационных работ на объекте культурного наследия «Ансамбль Ферапонтова монастыря с фресками Дионисия XV-XIX вв.», Вологодская область, Кирилловский район, с. Ферапонтово». Проводила его все та же «Центрреставрация».
Победителем конкурса признано ООО «ОпрСтрой». Начальная (максимальная) цена контракта составляла 90 млн 753 тысячи 177 рублей, а ООО предложило выполнить реставрационные работы на объекте ЮНЕСКО за 68 млн 073 тыс. 958 рублей. Это, конечно, падение не на 40 процентов, но более чем на четверть суммы. Причем победитель, видимо, в самом деле был определен «по критериям качества», поскольку другой соискатель намеревался справиться с реставрацией Ферапонтова монастыря за меньшую сумму, за 67 с лишним миллионов.
Видимо, по недоразумению на профессиональных сайтах «основным видом деятельности» компании с таким именем называется «подготовка строительного участка». Правда, фигурируют еще «устройство покрытий зданий и сооружений» и «производство общестроительных работ».
Справедливости ради необходимо указать, что на специализированном ресурсе, анализирующем участие компаний в гостендерах по 44-ФЗ, в послужном списке фирмы можно найти и целый один-единственный факт участия «ОпрСтроя» в реставрации памятников. Это работы на средневековой церкви Благовещения на Мячине в Великом Новгороде, выполненные фирмой в 2015 году по заказу Новгородского музея-заповедника.
Так что Ферапонтов монастырь, что совершенно очевидно, попал в надежные руки.
Послесловие «Хранителей Наследия».
В свете вышеизложенного, конечно, чрезвычайно интересно выглядит то пожелание, которым Министерство культуры России напутствовало им же созданную комиссию по реформе реставрационной отрасли: исключить из повестки дня проблемы, связанные с госзаказом и распределением бюджетных средств в реставрации.
Действительно, что же там еще реформировать.
Фото: К. Михайлов; Ферапонтов монастырь.