Нам денег не надо – работу давай
Новые приключения деревянного зодчества
«Хранители Наследия»
Утверждение Минкультуры РФ долгожданной «Концепции по сохранению памятников деревянного зодчества и включению их в культурный оборот до 2025 года» заставило нас предпринять небольшой обзор происходящего с этими объектами. И лишний раз убедиться: жизнь настолько разнообразна, что никакими концепциями всего не предусмотреть. Тем интереснее.
Нагорный Иштан: у обрыва, по-над пропастью…
Власти Томской области безуспешно пытаются выпросить у федеральных ведомств средства на реставрацию заброшенной деревянной Петропавловской церкви 1872 года в селе Нагорный Иштан. Краеведы этот храм ценят за архитектурные достоинства и прекрасные панорамы местности, а широкому зрителю он известен потому, что снимался в «Сибириаде» Михалкова-Кончаловского. Увы, есть все шансы, что только на кинопленке он и останется.
Министерство культуры РФ, получив в конце 2018 года заявку на выделение средств на сохранение церкви по федеральной программе (по смете на работы требуется 14,66 млн рублей, на проект – 3,5 млн), не удовлетворило ее. Росимущество – собственник объекта культурного наследия регионального значения – также заявило, что денег на его спасение у него нет.
«Мы запросили у всевозможных источников выделение денег, однако в финансировании было отказано. Мы направляли заявку на финансирование срочных работ в Министерство культуры, однако деньги не выделили. И в Росимуществе, которое является правообладателем, нам сказали, что средства отсутствуют», — рассказала информресурсу vtomske.ru руководитель регионального Комитета по охране объектов культурного наследия Елена Перетягина. Теперь томские власти пытаются найти средства в регионе.
Церковь между тем рискует их не дождаться, поскольку может просто-напросто сползти с обрыва. В начале 2018 года из-за оползней обрушилось около ста квадратных метров крутого склона, на котором стоит храм. Властями рассматривались поэтому варианты переноса памятника архитектуры.
Елена Перетягина, тем не менее, считает, что «там не такая критичная ситуация с оползнем. Оползневый процесс охватывает территорию, расположенную в 50-100 метрах от здания — на разных участках по-разному. То есть сегодня пока чрезвычайности нет. Сейчас мы ищем варианты сохранения церкви, в том числе на этом же месте, без переноса».
Петропавловская церковь в Нагорном Иштане – оригинальный и редкий памятник деревянного зодчества последней трети XIX века, выполненный в классическом стиле.
Космозеро: не спешите, мужики, не рубите
«Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» Минкультуры РФ объявила 17 мая 2019 года конкурс с ограниченным участием на реставрацию шатрового деревянного храма Александра Свирского (объект культурного наследия федерального значения, 1769) в селе Космозеро в Карелии.
Это один из самых известных памятников карельского Заонежья, уцелевший от «тройни» Космозерского погоста. Вторая, летняя Успенская церковь и колокольня сгорели в 1942 году. К храму проложены туристические маршруты, нечасто, но проводятся службы. Церковь Александра Свирского реставрировалась в 1978–1982 гг., а также в 2005 году.
Срок подачи заявок – до 10 июня; федеральных денег выделено 13 млн 245 тысяч рублей; работы должны закончиться до 25 ноября 2020 года.
Казалось бы, можно радоваться. Но в Карелии не спешат.
Во-первых, перечень намеченных технических заданием действий по сохранению храма начинается с пункта «работы по разборке памятника». Затем, понятное дело, сборка: реставрация срубов, декора, воссоздание утраченных элементов, устройство фундаментов, крылец, крыш и кровель, а также «огнебиозащитная обработка» и «устройство молниезащиты».
Подрядчику предписано также вести непрерывную онлайн-трансляцию работ в интернете.
Но этим новшества не ограничились.
23 мая на слушаниях в республиканской Общественной палате, согласно карельским информационным источникам, руководитель Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия Юлия Алипова рассказала, что с Минкультуры России идут переговоры… об отмене конкурса.
Причина проста, и прекрасно, что в Карелии о ней честно говорят, а не стремятся во что бы то ни стало «освоить» федеральные деньги: «У нас сейчас нет грамотных специалистов в области реставрации, не задействованных на других объектах», – пояснила Юлия Липова.
Поэтому есть основания опасаться, что реставрация с разборкой космозерской церкви обернется бедствием не хуже, чем с Варваринской церковью из Яндомозера, которую в 2015 году разобрали и стали перевозить в соседнее село, потом растеряли по дороге, потом собирали, хранили под открытым небом, укрывали, расторгали контракт с подрядчиком, заключали с другим, расторгали контракт с другим, пытались возбудить уголовное дело, вели разбирательство в ФАС, переделывали проект и т.п. – в общем, «реставрация», которая должна была закончиться осенью 2016 года, завершится в лучшем случае в 2021-м. «Даже если нам выделят достаточно средств, у нас не будет организаций, способных грамотно выполнить реставрацию, и мы утратим эти памятники в процессе неграмотной реставрации», – резюмировала Юлия Алипова.
В беседе с «Хранителями Наследия» начальник республиканского управления по охране памятников пояснила, что вопрос о переносе сроков реставрации сейчас прорабатывается с «Северо-Западной дирекцией». «Мы считаем, что реставрационные работы в Космозере не обязательно начинать в этом году, – сказала нам Юлия Алипова. – Памятник в таком состоянии, что может еще год-два подождать. Не видно пока достойных такого памятника мастеров, которые могли бы сейчас выйти на конкурс и качественно его отреставрировать. Лучше подождать, пока освободятся профессионалы, занятые сейчас в республике реставрацией других важных и трудных объектов».
Несомненно, помимо Яндомозера, имеются ввиду завершение реставрации Преображенской церкви в Кижах и Успенского собора в Кеми.
В общем, «нам денег не надо – работу давай». Настоящую, квалифицированную реставрацию. Почаще бы органы охраны наследия занимали такую принципиальную позицию.
Международный центр реставрации в Архангельских Клярях
Ярусную деревянную церковь Михаила Архангела (1757, выявленный объект культурного наследия) в селе Архангельские Кляри в Татарстане в конце мая 2019 года начали разбирать и вскоре увезут в Вологодскую область.
Это не похищение, а реставрация. К работам на храме приступил известный реставратор деревянного зодчества Александр Попов «со товарищи». Команда сборная: из Кириллова, где находится реставрационный центр Попова (туда храм и повезут), из Казани и даже один местный житель.
Михайло-Архангельский храм, которым в советские годы служил зернохранилищем и складом, давно в аварийном состоянии. Провалилась кровля трапезной, накренились стены, сгнил северо-западный угол храма. В лучшем виде сохранилась колокольня начала ХХ века, хотя и она отклонилась от вертикали. Храм, на четверик которого поставлены два восьмерика, считается самым значительным (после Троицкой церкви в Свияжске) памятником деревянного православного зодчества в Татарстане.
Как говорит Александр Попов, подлежащие сохранению подлинные бревна сруба будут отреставрированы в Кириллове и потом возвращены на историческое место, сгнившие – заменены. Рядом с восстановленной церковью появится музей, где будут экспонированы драгоценные подлинные элементы храма: «Главка, под ней барабан, журавцы — подлинные, XVIII века. В XIX веке они были обшиты, но все равно прогнили. Их можно оттуда вынуть, и это будут уже экспонаты музея. Кроме того, косяки, ставни, фурнитура — все сохранилось внутри подлинным. Это все идёт в музей. Дело в том, что все деревянные памятники, которые у нас более-менее доступны, как правило, реставрировались. При этом все выкинули и поставили новое — подлинных конструкций не сохранилось. Так что таких экспонатов в музеях и нет».
«Все, что здоровое, будет оставлено. Иначе это не памятник, а копия. Все, что до нас было сделано, мы должны повторить тем же инструментом, по тем же технологиям, сохранив те же самые конструкции, и желательно с тем же мастерством и с той же любовью», — говорит Александр Попов.
Михайло-Архангельская церковь – уже второй объект, который команда Александра Попова реставрирует за последние месяцы в Татарстане. Весной 2019 года в Кириллов временно переехала разобранная деревянная мечеть XIX века из села Большая Елга. Как пишет татарстанская пресса, «по усеченной смете на Михайло-Архангельскую церковь полагается 16 млн, реставрация мечети в Большой Елге оценена в 20 млн, хотя, по словам мастера, стоимость обоих объектов занижена по минимальным коэффициентам и должна бы составлять не менее 40 млн рублей».
Реставрацией храма проект в Архангельских Клярях не завершается – только начинается. В перспективе – создание в селе Музея деревянного зодчества и Международного центра реставрации.
«Это – русская деревня. Через дорогу – татарская, еще рядом вторая татарская деревня. Они тоже вымирающие деревни, хоть и побольше. Музеи под открытым небом были очень модны в мире в 80-90-е годы ХХ века – и в Норвегии, и в Швеции, и в России. Но у них есть один колоссальный недостаток: когда подобные памятники выдергиваются из пейзажа и ставятся поблизости друг от друга, каждый из них сильно нивелируется. Очень важно визуальное восприятие: а со всех мест в округе эта церковь смотрится сказочно! Когда у вас на старом поселении старая деревня, старая церковь, старая мельница (то есть вы это восстанавливаете) – это уже комплекс вместе с ландшафтом. И это то, чего нет в других музеях деревянного зодчества. А здесь – вот оно готовенькое!», – рисует Александр Попов будущий пейзаж Архангельских Клярей.
Путешественники рассказывают, как Александр Попов в 2018 году приезжал в Архангельские Кляри: «Он с помощниками осмотрел и обмерил церковь, сказал: достоит, мол, до весны – возьму её, а нет – значит, судьба. Архангельская церковь находится на самом пороге гибели, но до весны простояла».
Дождалась, стало быть. Пожелаем успеха реставратору Попову, которому почему-то не находится работы на Русском Севере.
Кунара: пусть всегда будет мир
Сообщать новости с опозданием – моветон, но если новость хорошая – все же не грех. Сообщаем: в конце 2018 года Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области выпустило приказ (№ 463 от 3 декабря) о включении «Дома кузнеца С.И. Кириллова» (Невьянский городской округ, село Кунара) в список выявленных объектов культурного наследия.
Этот абсолютно сказочный терем, украшенный невообразимыми скульптурными элементами, резьбой, надписями и орнаментами из дерева и металла – зримое воплощение живых традиций русского народного зодчества. Трудно поверить, что закончен он был в 1967 году.
Мастер-кузнец Сергей Иванович Кириллов создавал свой шедевр в 1954–1967 гг. Таким видел он дом для себя и своей семьи. Завершение отделки мастер приурочил к 50-летию Октябрьской революции, а дом украсил лозунгами, почерпнутыми, казалось бы, из словарного запаса советской пропаганды, но в данном контексте – предельно человечными. «Летите голуби, летите. Для вас нигде преграды нет»; «Пусть всегда будет солнце. Пусть всегда будет небо»; «Пусть всегда будет мама, пусть всегда будет мир» – при одном взгляде на этот дом все это звучит предельно убедительно.
После смерти мастера дом берегла вдова; в последние годы за сохранностью терема присматривали волонтеры.
На этой прекрасной ноте… последим, как будет воплощаться в жизнь Концепция сохранения деревянного зодчества.
Фото: Никита Рыбин, «Реставрационный центр», Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия Карелии, Управление госохраны объектов культурного наследия Свердловской области, WikimediaCommons