Нацпроект и госпрограмма
До 2024 года наследие точно будут финансировать
«Хранители Наследия»
Приятно видеть, как поднятые нашим сайтом проблемы постепенно начинают обсуждать на высоком уровне. Похоже, еще чуть-чуть – и решать начнут.
Национальный проект по культурному наследию
Еще в ноябре 2018-го «Хранители Наследия» недоумевали, как это в национальном проекте «Культура» отсутствует тематика культурного наследия, за исключением поддержки волонтеров. В феврале 2019-го отмечали, что в нацпроекте добавилось утверждение к 2024 году 50 «инвестиционных паспортов» для восстановления усадеб.
Но по большому счету темы сохранения культурного наследия в нацпроекте «Культура» по-прежнему нет. Что для такой страны, как Россия, по меньшей мере странно.
И вот эта тема прозвучала в Москве на апрельском заседании подгруппы по вопросам сохранения культурного наследия рабочей группы по направлению «Культура» Государственного совета России. Ее поднял депутат Госдумы Александр Хинштейн, который предложил внести в национальный проект «Культура» особый раздел «Реставрация объектов культурного наследия».
«Странно, что в проекте «Культура России» отсутствует упоминание о необходимости реставрации и сохранения культурного наследия России, – сказал Хинштейн. – Есть большие проблемы в этой области, а механизмов ни финансовых, ни правовых нет».
Депутат предложил подгруппе сформулировать «конкретную программу установления правовых механизмов сохранения объектов культурного наследия».
После этого председательствовавший на заседании губернатор Нижегородской области Глеб Никитин предложил создать «отдельный федеральный проект по охране объектов культурного наследия».
«На данный момент нет единой концепции, которая объединяла бы юридические и финансовые механизмы по ремонту и содержанию объектов культурного наследия, привлечение волонтеров и другие аспекты, – сказал нижегородский губернатор. – Считаю нужным сформировать отдельный федеральный проект по охране объектов культурного наследия. Для этого подгруппа рабочей группы по направлению „Культура“ проанализирует и учтет лучший региональный опыт, а также использует законодательные наработки, сделанные депутатами Государственной Думы».
Правительство продлило госпрограмму
Тем временем Правительство РФ ответило на вопрос, интересовавший многих: каким образом будет финансироваться впредь сфера сохранения наследия? Ведь ФЦП «Культура России» закончилась в 2018 году, а действие госпрограммы «Развитие культуры и туризма», по которой принимались заявки регионов на федеральные инвестиции в реставрацию – рассчитано до 2020 года.
Опубликовано Постановление Правительства РФ (№ 374 от 29 марта 2019 года) согласно которому из названия этой госпрограммы исключены слова «на 2013–2020 годы». В госпрограмме появился новый, IV этап: 1 января 2021 – 31 декабря 2024 гг.
Таким образом, госпрограмма продлена, и финансирование мероприятий по сохранению культурного наследия до 2024 года будет производиться в ее рамках.
В паспорте подпрограммы «Наследие» приведены и цифры «ассигнований федерального бюджета» на ближайшие 2019–2021 годы. О 2022–2024 годах информации пока нет.
Итак, на реализацию подпрограммы «Наследие» выделяется:
в 2019 году – 57 млрд 59 млн 153,1 тыс. рублей;
в 2020 году – 43 млрд 901 млн 399,5 тысячи;
в 2021 году – 50 млрд 246 млн 162,2 тысячи.
По сравнению с привычными по ФЦП «Культура России» 6–7 миллиардами в год эти цифры выглядят астрономическими, но не стоит обольщаться.
Поскольку культурное наследие по-прежнему фигурирует в перечне ведомственных приоритетов в одном ряду с зоопарками, то и запланированные подпрограмой «Наследие» расходы – общие, вместе с библиотеками, музеями, парками культуры и теми же зоопарками. Здесь же и «создание памятных мест», связанных с военной историей (в количестве 180), предусмотренное нацпроектом «Культура».
Сколько от указанных выше сумм достанется именно памятникам – из текста документа неясно.
Показательно, что и никаких конкретных целевых показателей в подпрограмму «Наследие» не заложено, кроме знакомых уже по нацпроекту 50 «инвестиционных паспортов» усадеб к 2024 году. Ни количества отреставрированных объектов, ни числа утвержденных исторических поселений, ни разработанных зон охраны…
Правда, в документе есть «ожидаемые результаты». К культурному наследию имеют прямое отношение три.
Первый – «вхождение Российской Федерации в пятерку стран – лидеров по количеству объектов, включенных в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО».
Здесь хотя бы понятно, о чем речь.
Второй – «наличие полной и исчерпывающей информации о каждом объекте культурного наследия, включая информацию о его предмете охраны и территории».
Интересно, какую информацию о памятнике разработчики документа считают полной и тем более «исчерпывающей»?
Третий – «повышение эффективности системы сохранения объектов культурного наследия, позволяющей обеспечить высокий уровень сохранности и эффективности использования объектов культурного наследия».
Это представляется и вовсе непереводимой игрой слов: эффективная система сохранения позволит обеспечить сохранность и эффективность.
Чем труднее понять, тем легче выполнять.
Досье. В конце 2018 года Президент России Владимир Путин подписал распоряжение о создании при Госсовете 16 рабочих групп, которые возглавили главы регионов. В рабочую группу Госсовета по культуре вошли руководители Министерства культуры РФ во главе с министром Владимиром Мединским, главы регионов и руководители профильных региональных министерств, депутаты Госдумы, деятели культуры.
Заглавное фото: члены рабочей группы Госсовета формулируют идею национального проекта по культурному наследию. Источник – правительство Нижегородской области