«Не войска НАТО, а сами уничтожаем свою историю»
Земляные войны. Эпизоды не поддаются счету
Александра Андреева, член Ярославского регионального отделения ВООПИК
Если проблему государственного масштаба не решать, проблема быстро превращается в бедствие. Сейчас по всей России происходит именно такое бедствие. И терпят его те самые сооружения, благодаря которым мы все являемся частью нашего Отечества. Речь о земляных фортификационных сооружениях и территориях, с ними связанных.
Губительное благоустройство
При активном наступлении благоустройства на все грады и веси опасность причинения ущерба земляным оборонным сооружениям возрастает во много раз. Проекты благоустройства сейчас, в их общей массе, – это документация, которую нельзя назвать научно-проектной. Нет практики проведения перед проектированием благоустройства территорий, расположенных в исторических центрах городов полноценных комплексных научных исследований, включающих в себя соответствующую историко-архивную часть. Отсюда – волна массового уничтожения и повреждения древних фортификаций.
У этой печальной ситуации комплексные причины. Основной причиной является недостаточное просвещение органами охраны памятников – и местных сообществ, и проектных организаций – по части значимости земляных объектов и методов работы с ними. Во многих случаях и проектировщики, и подрядчики просто «не ведают что творят». Корни этого непонимания уходят в невнимательное, в большей части случаев, отношение к крепостям со стороны органов госохраны.
Исключения есть, но они лишь подтверждают правило.
Ряд конкретных случаев, произошедших и продолжающихся в настоящее время, наглядно это иллюстрирует.
Эпизод первый. Ораниенбург
В земляной крепости Ораниенбург (см. заглавную иллюстрацию), расположенной в границах объекта археологического наследия «Культурный слой исторической части города Чаплыгин», развернулись масштабные – несанкционированные – строительные работы. Проверка, проведенная 11 июля 2019 года Госдирекцией по охране культурного наследия Липецкой области, показала, что на северном бастионе крепости «возводят конструкцию, которая, видимо, должна имитировать бастионы петровского времени», здесь же с помощью тяжелой техники частично снят верхний слой земли. Новый «бастион» возводят на современном каменном фундаменте из обычного строительного кирпича. Рядом «зафиксированы участки, размеченные под строительство, вероятно стены и еще одного каменного «бастиона». Древесным мусором (опилки и т.п.) частично засыпаны остатки рва».
Естественно, все это происходит «без согласования с органом охраны объектов культурного наследия, без консультации со специалистами архитекторами и археологами и без проведения, каких-либо предварительных историко-архитектурных и археологических работ». Инициатором незаконных работ, как предполагают в липецкой Госдирекции, «является администрация Чаплыгинского района. Данные работы наносят вред сохранившемуся культурному слою крепости «Ораниенбург» и нарушают её исторический облик».
Сотрудники городской администрации утверждают, что возводимые сооружения будут использоваться местным клубом реконструкции и станут объектом показа для туристов, чем и оправдывают строительство. «Подобная позиция, – справедливо указывает липецкая госохрана, – вызывает искреннее недоумение: неужели для привлечения туристов и работы исторических клубов необходимо разрушение материальных остатков истории и создание на их месте псевдоисторических поделок? Сомнительна и привлекательность таких новоделов для желающих ознакомиться с историей города, вряд ли кого-то сейчас можно удивить недавно возведенной стеной из красного кирпича».
При поисках в едином госреестре объектов культурного наследия не удалось найти то, что могло бы быть теми самыми «остатками крепости», либо ее культурным слоем. Неизвестно также начаты ли работы по постановке данного объекта на учет органом охраны Липецкой области. А ведь пока нет объекта – проектировать нечего и нечего воссоздавать.
Начальник Управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области Игорь Маленко рассказал «Хранителям Наследия», что госорган вынес предписание об остановке работ, будет готовить протокол об административном правонарушении. Однако Северный бастион крепости Ораниенбург практически срыт. Перспективы возбуждения уголовного дела, по мнению Игоря Маленко, весьма туманны.
Эпизод второй. Тамбовский вал
Схожим эпизодом уничтожения объекта земляной фортификации могут «похвастаться» в Тамбовской области. Там уничтожением объекта культурного наследия федерального значения – «Тамбовская сторожевая черта (Тамбовский вал Белгородской оборонительной линии)» –самостоятельно занимается местное население. Как сообщает областная пресса, местные жители используют памятник культуры как свалку для бытового и строительного мусора. Расхищается грунт из основания вала, выжигается трава.
«Не войска НАТО, а сами уничтожаем свою историю! Нужно добиваться привлечения мерзавцев к ответственности! Чем занимается областное управление по государственной охране объектов культурного наследия?» - пишут тамбовские жители в социальных сетях.
Татарский вал (народное название Тамбовского и Козловского земляных валов) был составной частью огромной оборонительной засечной черты, протянувшейся от Белгорода до Симбирска. Сооружение вала началось в апреле 1647-го и продолжалось до 1655 года. В настоящее время остатки вала четко вырисовываются между селами Челнаво-Покровское, Кузьмина-Гать, в районе с. Заворонежское и других местах.
Татарский вал представляет собой не только исторический, но и природный памятник. Ведь сооружался он на открытом пространстве в дикой степи с густыми и высокими травами. Там и до сих пор сохранилась богатая флора, которая может быть использована для изучения растительного покрова прежних степей. В наши дни здесь произрастает 114 видов растений.
Татарский вал подлежит охране как памятник истории и природы. Подлежит, но не охраняется при этом. Учетной документации, границ и режимов территории данного объекта в открытом доступе не обнаружено.
Эпизод третий. Любим
Ну и один из свежих эпизодов личного опыта выявления земляного фортификационного объекта. 14 марта 2019 г. мною было подано в Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области заявление о постановке под госохрану памятника архитектуры «Земляная крепость г. Любим», середина XVI в.
По итогам рассмотрения заявления меня проинформировали об отказе.
Отказ госорган мотивировал следующими основаниями:
1. В соответствии с абзацем 2 статьи 3 Федерального закона №73-ФЗ остатки древних укреплений относятся к объектам археологического наследия;
2. Согласно Постановлению Главы администрации Ярославской области от 22.11.1993 №329 объект «Земляные валы», XVI в. (Ярославская область, г. Любим, центр города) отнесен к выявленным объектам культурного наследия Ярославской области. (Данный объект включен в перечень в качестве выявленного объекта археологического наследия, границы его с 1993 г. по настоящее время не определены – А.А.) Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия – «Земляная крепость г. Любим» – дублирует объект «Земляные валы», уже включенный в данный перечень.
Я письменно обратилась в Минкультуры России с просьбой разъяснить, каким образом объект, выявляемый в качестве памятника архитектуры и градостроительства, может дублировать собой объект археологического наследия, ведь даже процедура выявления объектов археологического наследия иная.
Причина выявления памятника архитектуры и градостроительства, уникальной земляной крепости, в том числе заключается в том, что на протяжении последнего года на ее территории участились нарушения, в том числе и разрытия строительной техникой без археологического сопровождения. Граждане, в том числе и я, неоднократно обращались в областной орган госохраны памятников по факту данных нарушений. Возможность дополнительной защиты объекта после включения его в перечень выявленных ОКН в качестве памятника архитектуры и градостроительства, по моему мнению, неоспорима. Именно с этой целью мной была к заявлению приложена схема границ территории выявляемого ОКН и ведомость координат, ей соответствующая.
При этом Земляная крепость г. Любим, на мой взгляд, не может быть аттестована в качестве «остатков древних укреплений», а представляет собой вполне сохранные архитектурные сооружения оборонительного назначения.
Материал крепости (земля) отнюдь не может служить в данном случае определяющим фактором для отнесения ее к объектам исключительно археологии. Земляная крепость города Любима - это оборонительное сооружение регулярного типа, имеющее в плане неправильной конфигурации трапецию. Выдающийся отечественный реставратор и исследователь С.С. Подъяпольский писал: "Начиная с середины 1530-х годов летописи сообщают о строительстве целого ряда не деревянных, а именно земляных крепостей, главным образом на западных литовских рубежах. Кроме крепостей, возведенных Петроком Малым, под одним только 1536 г. говорится (без указания мастера) о возведении земляных крепостей в Почепе, Заволочье Литовском, Стародубе, Балахне. Не исключено, что по крайней мере часть этих крепостей строил Петрок".
А ведь земляная крепость Любима очень близка по типологии к земляной крепости Балахны – возможно, и она может быть отнесена к кругу Петрока Малого?
Земляные фортификационные сооружения на территории РФ постоянно подвергаются опасности нанесения им ущерба, их учет ведется во многих регионах недолжным образом, у них отсутствуют границы территорий, режимы, предметы охраны. Благодаря невниманию к данным объектам наше Отечество рискует в достаточно скором времени лишиться этого уникального пласта своего культурного наследия.
Послесловие автора
8 июля 2019 г. было опубликовано Распоряжение Президента Российской Федерации от 08.07.2019 № 226-рп «О рабочей группе при Президенте Российской Федерации по вопросам установления границ территорий объектов культурного наследия, зон их охраны, территорий исторических поселений, особо охраняемых природных территорий, их охранных зон, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и соблюдения правового режима земель, находящихся в границах указанных территорий и зон», руководителем ее назначен В.И. Толстой, советник Президента Российской Федерации.
На мой взгляд, именно эта рабочая группа должна обратить внимание на серьезную проблему и печальную перспективу утраты земляного оборонного наследия нашей страны, дав старт разработке концепции сохранения объектов земляного оборонного зодчества (оборонной геопластики), а также инициировав создание соответствующей секции Федерального научно-методического совета при Минкультуры РФ.
Послесловие «Хранителей Наследия»
Во-первых, мы призываем госорганы охраны наследия Липецкой, Тамбовской, Ярославской областей к решительным действиям по пресечению вандализма в отношении вышеописанных земляных фортификаций.
Во-вторых, призываем Минкультуры РФ и Институт археологии РАН обратить внимание на проблемы архитектурной археологии. Архитектурно-археологические объекты (либо скрытые под землей, либо имеющие явные надземные очертания) давно заслуживают особого законодательного регулирования, как, впрочем, и учетного.
Фото: Госдирекция по охране памятников Липецкой области, соцчети, WikimediaCommons