Новое покушение на «Есенинскую Русь»

Новое покушение на «Есенинскую Русь»

21.06.2019
Новое покушение на «Есенинскую Русь»

Границы зон охраны отменены областным судом. Слово – за Верховным

«Хранители Наследия»

И снова - обострение. И снова – после того, как, казалось бы, возобладал здравый смысл и все закреплено документально: земли и границы зон охраны есенинского заповедника в Константинове внесены наконец в кадастр, а маховик нарезки участков и застройки ландшафтов «Есенинской Руси» заработал в обратном направлении: ранее выданные разрешения на строительство начали признавать незаконными.

Не было никогда, и вдруг опять

Как вдруг - Рязанский областной суд 23 мая 2019 года объявил недействующим с момента принятия Постановление № 41 Правительства Рязанской области от 26 февраля 2019 года. Оно утверждает перечень координат характерных точек границ зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина, установленных, в свою очередь, постановлением 2006 года. Именно эти координатные точки, четко фиксирующие границы, позволяли окончательно снять вопрос о якобы неясных пределах зоны охраняемого ландшафта, не допустить в будущем новых коттеджей на живописных берегах Оки, в судебном порядке решать проблемы с незаконной застройкой. Теперь же, «благодаря» решению судьи Милашовой Л.В., произошел откат фактически на шесть лет назад, снятие всех барьеров: помните, когда постановлением губернатора Рязанской области Олега Ковалева № 478 от 30 декабря 2013 года были вообще отменены зоны охраны музея-заповедника, что стало началом фактического раздербанивания «Есенинской Руси» на участки для застройки, последствия чего будут сказываться – видимо – всегда?

Вот - опять и снова: «Достопримечательное место «Есенинская Русь» превратится в единый коттеджный поселок с одноименным названием. Если не принять экстренные меры - под застройку могут пустить весь высокий берег Оки и вообще все есенинские просторы», – говорится в заявлении отделения ВООПИК Рязанской области по итогам суда 23 мая...

Пострадавшие землевладельцы и землемеры

Итак, с заявлением в Рязанский областной суд обратились двое истцов (А.Ю. Васильева и В.В. Моргунов) — собственники земельных участков в селе Окаемово и в селе Федякино. Речь идет об участках с кадастровыми номерами 62:13:073101:316 (с. Окаемово) и 62:13:1 010 201:363 (с. Федякино). 

Истцы указали, что согласно ПЗЗ муниципальных образований принадлежащие им земельные участки расположены в зоне жилой застройки индивидуальными жилыми домами – зона (Ж). Однако согласно Постановлению №41 – их земли оказалась в зоне охраняемого природного ландшафта. А значит, строительство там невозможно.

Истцы считают, что речь идет об изменениях границ зон охраны, а таковое должно оформляться новым их проектом, проходить историко-культурную экспертизу и утверждение Минкультуры. А раз всего этого проделано не было – то Постановление №41 2019 года нужно признать недействующим, причем – с момента его принятия…

Очевидно, что дело двоих – на самом деле – дело всех тех, кто приобрел участки и уже «украсил» или собрался украсить своими усадьбами и домами территорию музея-заповедника.

Местные СМИ в открытую говорят о том, что за нынешним иском стоят хозяйки двух участков: супруга сенатора от Рязанской области Игоря Морозова – Ольга Морозова и бывшая жена бывшего управляющего делами президента РФ Владимира Кожина – Алла Кожина

В суде представителем владельцев была Олеся Мокина, которая живет в Рыбновском районе и дала краткое интервью корреспонденту канала «Россия». 

«Что оставят потомкам ваши подопечные, которые построят в есенинских местах особняки?» – спросил журналист. «Они приобрели все эти участки по закону, купили за свои деньги, тогда они не знали, что на этих участках есть какое-либо ограничение. До апреля 2018 года никто людям об этом не сообщал, и до сих пор они не видят этого в выписках из Росреестра. В чем граждане нарушили закон?». По словам Мокиной, из ее клиентов «процентов 10 – новые люди, которые приезжают на территорию Рыбновского района, остальные 90 процентов – историческое население». На уточнение корреспондента Vidsboku, что среди ее клиентов – Ольга Морозова и Алла Кожина, Олеся Мокина сказала: «Да что же вы цепляетесь к этим фамилиям?! Прямо охота на ведьм что ли?!»

IMG_2285.jpg

Забор, перегораживающий охраняемый ландшафт "Есенинской Руси". Пока таких немного. Но если отменить границы зонг охраны музея-заповедника – так вся "Есенинская Русь" и будет выглядеть 

Возможные последствия

Владельцы участков сначала оспорили действия кадастровой палаты по внесению границ зон охраны музея-заповедника в кадастр в Рыбновском районном суде, однако им было отказано в требованиях. Тогда истцы обжаловали в Рязанском областном суде постановление областного правительства. Областной суд в данном случае является апелляционной инстанцией, но коллегия из трех судей решила рассмотреть дело заново, с изучением материалов и опросом свидетелей.

Возможно, претворение в жизнь нового судебного решения заставит пересмотреть и, видимо, закрыть дело на архитектора Рыбновского района Колганова А.И. по статье 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий» - с выявленными 150 эпизодами выдачи незаконных разрешений на строительство. Также подлежат пересмотру сотни отказов в выдаче разрешений на строительство.

В суде на сторону истцов встали и представители Рыбновской администрации, и областной прокуратуры. Нечасты случаи, когда районные власти и прокуратура выступают фактически против правительства области. А вот извольте…

Жесткую позицию в суде заняла областная Госинспекция по охране объектов культурного наследия. Да, по закону, если границы зон охраны объекта культурного наследия меняются — правительство области должно утвердить новый проект зон охраны. Но в данном случае речь не идет об установлении новых границ зон охраны: ранее утвержденные границы описываются с помощью характерных точек, в соответствии с новыми требованиями. Есть ведь поручение Президента РФ Владимира Путина (2016 года) о сохранении «Есенинской Руси» и, в частности, о внесении границ зон охраны в градостроительную документацию. В Москве и Рязани проходили неоднократные совещания по данному вопросу, Минкультуры РФ заняло четкую позицию – установка координатных точек не является изменением границ зон охраны.

Движение сопротивления

Судебная риторика всегда сложна для восприятия. Тему легко увести в дебри формальностей: что считать изменением границ, соблюдены ли процедуры или нет. Но понятно главное: новая политика регионального правительства, направленная на сохранение и защиту есенинских ландшафтов, ощутимо пошла вразрез с интересами многих землевладельцев – нынешних и потенциальных. Сокращение зон охраны ради строительства обычно такого судебного сопротивления не встречает, голоса защитников девальвируют до уровня городских сумасшедших… Так что «ведьмы» – вполне себе реальные, только охотятся не на них, а они сами – под покровом судебных формальностей. И даже президентские поручения им не указ. Ставки слишком велики. По оценкам рязанского ВООПИК – 100 млрд рублей.

И казалось, дело сделано: четких границ зон охраны снова нет, можно опять делать вид, что пределы действия зоны охраняемого ландшафта неясны – и выдавать новые разрешения на строительство. Сотни участков-то давно нарезаны, ко многим даже коммуникации подведены…

 IMG_2279.jpg

Коттеджное строительство, начавшееся на заповедных территориях, казалось, было остановлено после поручений Президента РФ о сохранении "Есенинской Руси". Но после таких судебных решений оно может возобновиться 

Слово – за Верховным судом

Единственное, чего, вероятно, не учли организаторы и исполнители нового судебного покушения на «Есенинскую Русь» – мощного общественного резонанса и того обстоятельства, что проблемы музея-заповедника давно выведены на федеральный уровень. В частности, о работе властей Рязанской области по сохранению заповедных ландшафтов докладывал Владимиру Путину на декабрьском (2018 года) заседании Совета при Президенте РФ по культуре и искусству председатель ЦС ВООПИК Артем Демидов.

Так что после известий о «судьбоносном» решении Рязанского облсуда и заявления регионального отделения ВООПИК в Константинове побывали два члена президентских советов – по культуре и искусству (Артем Демидов) и по развитию гражданского общества и правам человека (Константин Михайлов). Совместно с рязанскими градозащитниками они осмотрели проблемные участки, где есть опасность застройки охраняемого природного ландшафта, обсудили ситуацию с представителями региональных властей.

Накануне руководителям Рыбновского района, видимо, популярно объяснили, что им следует сделать, если они выступили в суде против политики правительства области и – фактически – против президентской политики в отношении «Есенинской Руси». Глава администрации Рыбновского района Владимир Зюба и его первый заместитель Алексей Кривенцев подали в отставку «по собственному желанию».

Прокуратура Рязанской области тем временем заявила, что обжалует решение Рязанского облсуда. Странно, конечно, что в суде прокуратура «поддержала истцов», но лучше позднее прозрение, чем упорствование в заблуждениях.

Прокурор области уже внес апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РФ на решение от 23 мая 2019 года. Как сообщила прокуратура, «основанием для принесения апелляционного представления послужило нарушение судом норм материального и процессуального права».

Ожидается, что в ближайшие дни с апелляцией в Верховный суд обратится и само Правительство Рязанской области.

Для «Хранителей Наследия» - комментарий Дениса Зайцева, начальника Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области:

– Полагаем, что при принятии решения судом была дана ненадлежащая оценка представленным сторонами доказательствам, а также допущены нарушения процессуальных норм.
Суть спора состоит в том, что группа граждан утверждает, что их участки еще до утверждения границ зон охраны в 2006 году находились на территории населенных пунктов и имели категорию земель поселений. Отсюда делают вывод, что если в текстовой части описания границ зон охраны указано, что в таком-то населенном пункте устанавливается зона регулирования застройки, значит, их участки не могут находится в зоне охраняемого ландшафта. Получается, по их мнению, когда проводили координирование границ, было допущено отклонение от утвержденных границ, а значит надо было соблюдать всю процедуру изменения границ зон охраны – проектирование, экспертиза, согласование и только потом утверждение региональным правительством. Но истцами не представлены надлежащие к тому доказательства. 
Во-первых, в качестве доказательства по делу судом были приняты сведения о местоположении земельных участков и постановке на кадастровый учет, которые были простой распечаткой из публичной кадастровой карты. Но мы все знаем, что сведения публичной кадастровой карты не являются официальными и полностью достоверными. Во-вторых, приобщенные к материалам дела выписки из единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости не содержали атрибутов, позволяющих установить достоверность документов, на документах отсутствует печать и подпись уполномоченного лица. И очень странно, что суд опирался при принятии решения на такие документы. 
В-третьих, дата постановки на кадастровый учет не означает, что именно с этой даты эти участки были в границах населенного пункта. 
Мы полагаем, что первичная постановка на учет этих участков, было осуществлено до утверждения границ зон охраны музея-заповедника, а включение в границы населенных пунктов – позже. 
Суд должен был остановиться на этом моменте и изучить старые генеральные планы сельских поселений, решения о включении участков в земли населенных пунктов, чего сделано не было.
Кадастровые работы проводили очень опытные специалисты, и мы дали жесткую установку не отклоняться от графической части. Они проделали большую работы, поднимали старые кадастровые планы территории, разыскали карту, по которой сами архитекторы-специалисты «Спецпроектреставрации» очерчивали зоны регулирования застройки. 
Главная проблема в том, что разработанный в 2004 году проект зон охраны музея-заповедника имел скудное словесное описание границ зон охраны, на чем и пытаются сейчас сыграть недружественно настроенные граждане. 
Также почему-то не было привлечено к участию в деле Управление Росреестра по Рязанской области. А ведь решение о признании недействующим постановления Правительства Рязанской области от 26 февраля 2019 г. № 41, влечет за собой обязанность органа регистрации прав прекратить кадастровый учет зон охраны объекта культурного наследия, координатное описание которых установлено оспариваемым постановлением.

Для «Хранителей Наследия» - комментарий Артема Демидова, председателя Центрального Совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:

– В последнее время власти Рязанской области совместно с представителями общественности сделали очень многое, чтобы защитить заповедные ландшафты "Есенинской Руси" и выполнить соответствующее поручение Президента РФ: доработан проект достопримечательного места, утверждены – в соответствии с новейшими требованиями, в координатных точках – границы зон охраны музея-заповедника, оспорены в судах несколько десятков выданных ранее неправомерных разрешений на строительство на заповедных территориях. Ситуация вокруг есенинского Константинова начала выправляться. Но недавнее решение Рязанского областного суда, отменяющее постановление Правительства Рязанской области о координатных точках границ зон охраны, фактически перечеркивает всю эту проделанную большую работу. Отсутствие четко установленных границ вновь создает скользкую ситуацию двойной трактовки существующих охранных ограничений, делает возможным строительство в зонах охраны музея-заповедника. Исполнение поручения Президента России оказалось под угрозой срыва. 
Надеюсь, что Правительство Рязанской области оспорит это решение, и суд высшей инстанции примет справедливый вердикт, который позволит обеспечить полноценную защиту "Есенинской Руси" на многие годы вперед. 

 IMG_2280.jpg

Комментарий «Хранителей Наследия»:

- Мы также надеемся, конечно, на справедливое решение Верховного суда. Но, очень возможно, майское покушение 2019 года на «Есенинскую Русь» – не последнее. Поскольку и далее подобные решения будут выдавать за защиту прав граждан, собственников, «добросовестных приобретателей» и т.д. и т.п. – считаем необходимым напомнить: есть гораздо более широкий, «неограниченный круг» граждан, чьи культурные права также нуждаются в защите. Это миллионы жителей России, которые имеют право на неизменность заповедного есенинского ландшафта, на доступ к этой культурной ценности. На то, чтобы видеть настоящую «Есенинскую Русь», а не эксплуатирующие этот бренд коттеджные поселки. И это право прокуратуры и суды обязаны защищать.

Фото: «Хранители Наследия»

На главную