Они опять пришли за Гостиным двором
1 июля 2019 года на заседании Совета по архитектуре при губернаторе Калужской области рассматривалась концепция перекрытия внутреннего пространства знаменитого памятника архитектуры – Гостиного двора в Калуге.
Официальное сообщение об этом предельно кратко: «Члены совета рассмотрели проект перекрытия дворового пространства ансамбля Гостиного двора. Предложенный вариант направлен на доработку с учетом предложенных замечаний».
Навязчивая история
В отличие от прежних реинкарнаций этого неувядаемого проекта, теперь Гостиный двор собираются перекрывать не стеклянным куполом, а скатными кровлями (см. заглавное фото). Опоры для кровли напоминают ныне о европейских торговых пассажах второй половины XIX века. Этакий «Хрустальный дворец», нахлобученный на русскую псевдоготику.
Как повествуют калужские СМИ, планируется использовать конструкции из металла и прозрачную крышу из триплекса.
Реализация проекта оценивается в сумму от 100 до 130 миллионов рублей, причем губернатор Анатолий Артамонов заявил, что «отдаст не торгуясь сто тому, кто решит проблему».
Во внутреннем пространстве Гостиного двора располагается открытая концертная площадка областной филармонии. В непогоду концерты переносятся под крышу, в зал филармонии. Так случилось и 28 июня 2019 года, когда из-за ливня в Гостином дворе не удалось провести концерт в честь «Дня мирного атома». Вероятно, это и послужило причиной очередного обострения намерений перекрыть Гостиный двор.
Организованное внутреннее пространство калужского Гостиного двора не дает покоя амбициозным "реконструкторам"
Проект, презентованный на архитектурном совете, предполагает три крытые галереи из металла и стекла.
Такое вторжение в один из самых известных и своеобразных памятников русской архитектуры невозможно расценить иначе как акт грубой градостроительной агрессии: решительное искажение восприятия ансамбля (изнутри оно не менее важно, чем снаружи), новое капитальное строительство на территории объекта культурного наследия федерального значения, перечеркивание всей исторической композиции и архитектоники комплекса, его организованного внутреннего пространства.
Но на губернаторском архитектурном совете, все это, похоже, мало кого волновало: возражения свелись к тому, что конструкция займет «слишком много места». Губернатор Анатолий Артамонов выразил мнение, что проект «слишком перегружен металлом» и предложил еще подумать. Потому и было принято решение в течение трех месяцев доработать проект и рассмотреть его на очередном заседании. Принципиально против перекрытия федерального памятника архитектуры совет не высказался.
Предыстория
Некоторые подробности проекта выясняются из отчетов прессы о предыдущем обсуждении навязчивой идеи, прошедшем в том же архитектурном совете при губернаторе в апреле 2018 года. Тогда сообщалось, что «концепция позволяет более рационально и многогранно использовать эту территорию. Благодаря куполу внутренний двор можно использовать круглогодично в любую погоду».
Площадь перекрываемого пространства составляет более 4300 кв. метров, а «конструкция светопрозрачного покрытия сформирована с учетом гармоничного интегрирования в существующий архитектурный ансамбль и не затрагивает несущих и ограждающих элементов зданий».
Перекрытие калужского Гостиного двора по эскизной версии 2018 года
Проектировщик Денис Пыхтин, набивающийся в соавторы знаменитым старинным калужским архитекторам Петру Никитину и Ивану Ясныгину, на том же заседании подчеркнул, что перед ним «была поставлена задача обеспечить всепогодное пребывание публики на концертах». Проект предусматривает установку внутри Гостиного двора шестнадцати опор высотой 6,5 м (по 8 с каждой стороны, на расстоянии 15 метров друг от друга). На них должно опираться светопрозрачное покрытие.
Как уверял проектировщик, «в нашей концепции предусмотрено минимальное воздействие на внешний вид исторического комплекса. Если посмотреть на Гостиный двор с любой внешней стороны улицы, то покрытия не видно, оно тонет внутри двора. Конструктивная схема, примененная в данной концепции, позволяет максимально бережно и быстро выполнить строительно-монтажные работы».
Судя по отчетам, на архитектурном совете и тогда не обсуждалось внедрение в памятник: участники заседания «интересовались, грамотно ли учитывались акустические возможности нового пространства, дальнейшими возможностями применения новой площадки для горожан, температурными режимами, которые будут созданы внутри двора в разные погодные сезоны. Особая тревога была вызвана тем, каким способом будет вестись очистка крыши от снега».
Архитекторы попутно отметили, что такого рода перекрытия уже используются в московском Гостином дворе, в Ярославском планетарии, в спортивном комплексе в Лужниках.
Спасибо Юрию Михайловичу Лужкову, что называется. И Старый Гостиный двор в Москве навек испортили, и мину замедленного действия под всех его собратьев по всей стране заложили.
Конечно, весьма показательны аргументы калужского губернатора Анатолия Артамонова, поддержавшего проект:
«Концерты, которые проходят в Гостином дворе, начинаются при солнцепеке. Находиться там на площадке в это время невозможно. А потом идет проливной дождь. Одна половина людей уходит с концертов, а другая, стойкая, сидит под зонтиками и не хлопает музыкантам. Гробовая тишина после каждого номера, поскольку зонтики держат. Мы учли опыт эксплуатации этой площадки. Хороших дорогих артистов в такие условия не пригласишь, потому что из-за погодных условий все может быть отменено».
Наверное, из «хороших дорогих артистов», мечтающих выступить в Калуге, у городских врат стоит такая очередь, что Гостиного двора не жалко…
Стоит отметить, что планы перекрытия Гостиного двора обсуждаются в Калуге уже более десяти лет. Осенью 2009 года, например, СМИ сообщали о создании в 2000-х гг. специального фонда по сбору средств для его реконструкции: «Правда, дальше перечисления на счет фонда двух зарплат – от тогдашнего и будущего губернаторов – дело не пошло». Затем Гостиный двор сдали в аренду на 49 лет коммерческой фирме, которая намеревалась не только отреставрировать памятник: «Его первоначальный вид сохранится, но дополнится ультрасовременными конструкциями во внутренней части. Возможно, над ней во всю длину фасада появится купол».
К счастью, все ограничилось ремонтом и реставрацией, законченной в 2015 году.
И вот – никогда такого не было, и вдруг опять.
Комментарии действующих лиц
«Хранители Наследия» поинтересовались у Евгения Чудакова, начальника Управления по охране объектов культурного наследия Калужской области, какова позиция госоргана по вопросу перекрытия Гостиного двора. Ответ был: «Пока что разрабатывается эскизный концепт-проект. Далее требуется полноценное проектирование и государственная историко-культурная экспертиза. Когда и если она последует, тогда Управление и рассмотрит проект в соответствии с положенными процедурами. В целом, идея интересная».
На наш вопрос – как быть с искажением восприятия и строительством на территории памятника – Евгений Чудаков ответил так: «В таких амбициозных проектах этот риск исключать нельзя. Будем консультироваться с экспертами и общественностью, стараясь наиболее оптимально приспособить ансамбль под современное использование».
Владимир Кобзарь, председатель совета Калужского областного отделения ВООПИК, заявил нам: «Я, как председатель совета КОО ВООПИК, конечно же, против этого проекта. 100 миллионов рублей можно пустить и на другие исторические объекты. Для прослушивания концертов на улице можно сделать и временный павильон, на который можно потратить 150 тысяч рублей.
Этот вопрос пока не обсуждался на общественном совете Управления по охране памятников. Мы выносили его на обсуждение совета КОО ВООПИК. Все члены КОО ВООПИК высказались против этого проекта и считают недопустимой его реализацию».
Николай Чернышев, руководитель Территориального управления Минкультуры РФ по Центральному федеральному округу, сообщил нам, что никаких консультаций с Управлением по вопросу перестройки Гостиного двора калужские власти не проводили, концепцию с ним не обсуждали, проектная документация, хотя бы эскизная, в Москву не представлялась.
Комментарий «Хранителей Наследия»:
– Итак, памятник, по мнению калужских властей, «виноват» в том, что в него не пригласишь хороших дорогих артистов. И заманить их в Калугу, оказывается, нельзя иначе как изуродовав знаменитый на всю страну архитектурный ансамбль. Неужто негде в Калуге концерты проводить? Да вот, через площадь от Гостиного двора, стоит здание областной администрации, бывший обком. Уж там-то точно большой зал для пленумов есть, и крыша не течет.
На самом деле, налицо некий дисбаланс ценностей в калужских руководящих головах. Есть проблема абсолютно технологическая – обеспечение комфорта слушателей концертов на площадке под открытым небом. Таких площадок в стране тысячи, и проблема – типовая. Ее можно решать разнообразными способами – построить летний концертный зал в другом месте, приспособить для него иное здание, смириться, наконец, с тем, что есть мероприятия и площадки сезонные.
А есть проблема абсолютно уникальная, требующая нелинейного, не типового решения – сохранение и современное использование калужского Гостиного двора. Архитектурного ансамбля, составляющего честь и славу Калуги, выделяющего ее из десятков русских губернских городов. Испортить его, убить уникальность ради клона столичного «приспособления» – проще простого, были бы деньги.
К сожалению, калужские власти и архитекторы упорно, на протяжении многих лет – пытаются пожертвовать своим уникальным ради подсмотренного в Москве или где-то еще чужого, расхожего, модного. Мода -то переменится, а Гостиный двор останется. Или не останется самим собой.
И казалось ведь, что на рубеже 2010-х гг. идея умерла – но нет, «реконструкторы» опять пришли за калужским Гостиным двором.
И они пойдут дальше, по всем городам, если их не остановить.
Досье. Калужский Гостиный двор построен по проекту известного архитектора русского классицизма Петра Никитина. Строительство продолжалось с 1770-х гг. до 1823 года, когда под руководством губернского архитектора И.Д. Ясныгина были возведены последние пять корпусов. Всего Гостиный двор насчитывал четырнадцать корпусов, соединенных арками, расположенных на прямоугольном участке.
Классическая планировка и композиция ансамбля сочетается в Гостином дворе с яркой живописностью внешнего облика и оригинальными «древнерусскими» и «готическими» мотивами в обработке фасадов, отчего авторство комплекса даже пытались приписывать В.И. Баженову.
Гостиный двор в Калуге – объект культурного наследия федерального значения, поставлен под госохрану постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года. Перестраивался в 1970-е годы. В 2009 году передан из федеральной собственности в областную. В 2010–2015 гг. проведена реставрация ансамбля.
Фото: администрация Калужской области