Пещерное стяжательство Дивногорья

Пещерное стяжательство Дивногорья

28.03.2020
Пещерное стяжательство Дивногорья

Власти Воронежской области приостановили передачу Воронежской митрополии  пещерного храма Сицилийской иконы Божией Матери, входящего в комплекс музея-заповедника «Дивногорье». Решение примут после общественного обсуждения вопроса, поясняют в областном правительстве.

Передача Церкви  храма в Больших Дивах невозможна без достижения общественного согласия – такова позиция губернатора Воронежской области Александра Гусева

Информация о грядущей переходе в распоряжение Воронежской митрополии храма XIX века, высеченного в меловой скале и входящего в комплекс музея-заповедника «Дивногорье», была обнародована в середине марта 2020 года  и вызвала протест музейной и градозащитной общественности. 

Публичная петиция против передачи храма, созданная Александром Никитиным, председателем Воронежского областного отделения ВООПИК, собрала почти 5300 сторонников.

Вопрос «церковной реституции» пещерного комплекса Больших Див митрополия подняла в 2017 году. Тогда руководство музея-заповедника обратилось к областным властям с просьбой оставить комплекс в ведении музея. Но в конце февраля 2020 года был получен ответ, что объект передадут в собственность Воронежской митрополии.

В музее «Дивногорье» заявили, что передача храма митрополии повлечет за собой коренное изменение структуры и концепции развития музея-заповедника. В том числе остановит продвижение природно-культурного комплекса «Дивногорье» в объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО.

«Демонтаж принадлежащей музею-заповеднику системы видеонаблюдения, прекращение мониторинга приведут к плачевным последствиям как для выявленного объекта культурного наследия (пещерного комплекса в Больших Дивах), так и для меловых останцов особо охраняемой природной территории «Дивы». Без контроля они представляют реальную опасность для посетителей», – подчеркнула директор музея-заповедника Софья Кондратьева.

В настоящее время пещерный храм используется для богослужения раз в год. Паломники могут посещать его льготной стоимости; также он открыт для свободного посещения прихожанами в дни церковных праздников. 

Наместник Свято-Успенского Дивногорского монастыря игумен Алексий, в свою очередь, заявляет, что церковь соорудили монахи монастыря для совершения богослужений, поэтому она изначально являлась неотъемлемой частью обители. До начала 1930-х годов пещерный комплекс в Больших Дивах принадлежал Успенскому монастырю.

«После его возвращения Дивногорской обители монастырь будет выполнять все предписанные мероприятия по сохранению данного объекта. В пещерном храме планируется совершение регулярных богослужений согласно церковному уставу, что соответствует его первоначальному предназначению. Храм будет открыт для свободного посещения богомольцами, паломниками и туристическими группами на безвозмездной основе», – обещает игумен Алексий.

27 марта 2020 года в Общественной палате Воронежской области состоялось обсуждение конфликтной ситуации. 

Модератор дискуссии, член региональной Общественной палаты Виктор Меснянкин довел до сведения участников позицию губернатора Воронежской области Александра Гусева: «Давайте искать консенсус. Позиция губернатора такова, что передача храма требует общественного согласия и состоится только при его достижении». 

Председатель областного отделения ВООПИК Александр Никитин подчеркнул, что применение в Больших Дивах закона о «церковной реституции» противоречит федеральному закону № 33 «Об особо охраняемых природных территориях»: «Закон №33 запрещает изменения целевого назначения земель и любую деятельность, противоречащую задачам государственного заповедника. Основная деятельность музея при передаче храма РПЦ оказывается под вопросом. В случае передачи музей может лишиться 80% доходов. Это несколько миллионов рублей, которые приносят именно туристы. Кроме того, состояние пещерного храма требует постоянного присутствия специалистов, определенных манипуляций. Объект хрупкий, будем прямо говорить. Там нельзя хранить много утвари. Просверлить одну дырочку – означает получить большую трещину. А объем кислорода в храме таков, что при горении свеч этот уровень может упасть до критического уровня».

Cекретарь Воронежской епархии Андрей Скакалин настаивал на церковном праве на пещерный храм: «Епархия не забирает его у музея-заповедника – храм ему и не принадлежал. Мы возвращаем то религиозное имущество, которое после 1917 года было отобрано. И возвращает не епархия, а монастырь. Для верующих это значимый храм, по преданию он был основан Ксенофонтом и Иоасафом, которые принесли с собой икону. Он не находился в оперативном управлении музея-заповедника. Богослужения совершались в храме до 1930-х годов. То, что доступ в этот храм будет закрыт для экскурсий, – это неправда. Все храмы РПЦ открыты для посещения. Я не слышал нареканий, что кого-то не пускают. Была озвучена и информация, что у музея-заповедника не будет возможности заниматься научной деятельностью. Никто научным работам препятствовать не собирается! Что касается свечек – их необязательно жечь внутри».

Историк и краевед Александр Акиньшин заявил, что не обнаружил исторических доказательств принадлежности пещерного храма Успенскому монастырю. «Что касается богослужений, которые шли в храме до 1930-х годов, они проводились один раз в год. Туда совершался крестный ход из монастыря, вот и все», – добавил краевед.

Преподаватель Воронежского госуниверситета историк Елена Захарова считает, что «передача храма может привести к утрате и пещерного комплекса, и музея-заповедника впоследствии»: «В 2014 году мы инициировали включение музея-заповедника в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Чтобы подготовить заявку, была проведена большая целенаправленная работа. И как только проект подходит к финишу, начинается разговор о передаче храма. Если это свершится, всю работу по продвижению заявки нужно будет начать с нуля».

Позицию музея поддержала первый замруководителя Департамента культуры Воронежской области Татьяна Цапина: «При реставрации пещерного комплекса проведена огромная работа. Была создана инфраструктура, за три года из областного бюджета на содержание учреждения были выделены 50 млн рублей… Храм является основным объектом показа в Дивногорье. В случае его передачи туристический поток в музей-заповедник будет снижен. Содержание инфраструктуры отдельно вызывает массу вопросов. Вложение бюджетных средств в объект, который не является областной собственностью, противоречит законодательству. Есть соглашение с монастырем о проведении в этом храме богослужений. Если нужно делать это чаще – мы всегда готовы пойти на это по любой просьбе. Но мы считаем, что передача храма монастырю поставит под вопрос существование музея-заповедника как такового».

Добавим, что сохранение уникального природно-архитектурного комплекса в Больших и Малых Дивах требует немалых усилий и вложений. Хрупкие памятники не выдерживают «антропогенного давления». Осенью 2016 года, например, ни музей, ни монастырь не смогли предотвратить обрушения меловой колокольни в Дивногорье. 

Но вместо комплексных мер по сохранению памятников, достойных статуса объекта ЮНЕСКО, представители власти и общественности вынуждены весной 2020 года обсуждать способы прекратить имущественный передел Дивногорья. 

Фото: WikimediaCommons

На главную