Реставраторы не явились на Авраамиев суд

18 января 2016 года в Ростовском районном суде, как мы сообщали, должно было слушаться дело ООО «ЭШЕЛЪ» - фирмы-подрядчика, в результате работ которой рухнула часть сводов паперти-галереи Богоявленского собора XVI века в Авраамиевом монастыре Ростова Великого.
Заседание состоялось, но продлилось всего несколько минут, так как представители ООО «ЭШЕЛЪ» на суд не явились. Его перенесли на 27 января, что не помешало собравшимся в зале журналистам, экспертам и представителям общественности выехать на место и еще раз осмотреть пострадавший собор.
Напомним, что ЧП произошло 13 августа 2015 года, а выездное совещание работников органов охраны наследия, специалистов и подрядчиков-реставраторов прошло только две недели спустя. Общественные активисты, приехавшие осмотреть памятник в ноябре, обнаружили, что в его состоянии позитивных сдвигов не произошло: дождь и снег попадают прямо на фрески XVIII века, на южной галерее нет крыши, собор весь в трещинах, динамика которых никак не контролируется.
Сейчас ситуация только ухудшилась. Более того, выявились новые подвиги «реставраторов». Вот как прокомментировал увиденное Александр Мельник, заведующий архитектурным отделом ГМЗ «Ростовский кремль», журналистам ГТРК «Вести-Ярославль»: «В этой стене была специальная лестница, по которой звонари выходили на крышу и попадали в звонницу. Лестница была еще летом прошлого года. Эти реставраторы даже ей не озаботились. Они просто взяли и заложили все новой кладкой».
Видимо, работники «ЭШЕЛЪ» наспех пытались залатать место обрушения, так что теперь старинная галерея больше напоминает новодел. И ведь самое поразительное во всей этой ситуации – то, что об аварийности свода было известно давно и превентивные меры должны были быть предприняты, если, конечно, речь идет о научной реставрации. В комментариях к статье на нашем сайте высказался Вячеслав Сафронов – председатель отделения ВООПИК Ярославской области, архитектор-реставратор:
«Крайне аварийная ситуация со сводами галереи Авраамиева придела (да и в целом по памятнику) существовала с 1950-х гг. Департамент культуры неоднократно просил у Министерства культуры РФ деньги на реставрацию, в 90-е гг. на незначительные средства, которые были всё-таки даны, инженер Коваль Ю.А. усилил грунты и фундаменты, стянул четверик временными связями, удалось предотвратить обрушение четверика, под своды галереи поставили подпорные леса. Работы необходимо было продолжать, но на что? Областной Департамент культуры обращался в Министерство культуры РФ. Своды галереи уже в 90-е гг. представляли собой абсолютно деформированную поверхность практически без связующего, странно, что она ещё так долго стояла на этих гнилых подпорках... Начинать сезон 2015 года, наверно, надо было бы с переборки аварийных сводов, но на что были выделены деньги в контракте и кто и как составлял программу работ на этот сезон - большой вопрос...»
Вопросов много: кто составлял программу работ, был ли в надлежащей степени авторский надзор на памятнике, кто вернет государству средства, фактически потраченные на разрушение уникального собора, наконец, почему никто не контролировал «ЭШЕЛЪ» уже после обрушения и того, как ее сотрудники показали свой истинный уровень?
«Все, что можно сделать для предотвращения ситуации, должно было быть сделано. К сожалению, на наш взгляд, организация не в полной мере выполнила все рекомендации, в том числе авторского надзора, что повлекло за собой это частичное обрушение», - пояснил журналистам Дмитрий Турбин, директор Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области.
Инкриминируемая «ЭШЕЛЪ» Статья 7.13 Административного кодекса касается нарушений требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия. Нарушение Части 1 влечет для юридических лиц штраф - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Решение суда по этому резонансному делу на самом деле коснется не только одного конкретного памятника. Суд станет прецедентом, на который будут ориентироваться и все последующие. Мягкий приговор будет означать, что разрушение вместо реставрации допустимо и станет карт-бланшем для других горе-подрядчиков. Строгий же ответ по закону хоть и не вернет исторический свод XVI века, но послужит сигналом того, что управа найдется.
«Хранители Наследия» будут следить за "процессом века".