Соловки: кого и зачем мы хотим обмануть
На объекте Всемирного наследия продолжается стройка – вопреки официальным рекомендациям ЮНЕСКО
Константин Михайлов
Накануне заседания Совета при Президенте РФ по культуре и искусству в Кремле 25 декабря, где наверняка зайдет речь о взаимоотношениях России с ЮНЕСКО и номинации новых памятников от нашей страны в списки Всемирного наследия, я получил очередное иллюстрированное письмо с Соловецких островов.
Одного взгляда на фотографии, датированные 16 декабря 2015 года, достаточно, чтобы понять: стройка т.н. «Музейного комплекса» в прямой видимости от Соловецкого монастыря продолжается. И даже за две недели, прошедшие со времени предшествующего фоторепортажа, опубликованного нами в статье «Кто обманывает ЮНЕСКО?», она заметно продвинулась и подросла. Можем сравнить.
28 ноября 2015 г.
16 декабря 2015 г.
Напомним, что после визита миссии экспертов ЮНЕСКО 22-28 июля 2015 года на Соловецкие острова и специального совещания в Министерстве культуры России в августе 2015 года - от имени Минкультуры РФ и Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, а также в правительственной«Российской газете» были сделаны в сентябре публичные заверения о том, что эта стройка «заморожена» и «приостановлена». Надо думать, что и в ЮНЕСКО знакомы с этими публикациями.
30 ноября 2015 г.
16 декабря 2015 г.
Содержание рекомендаций миссии экспертов ЮНЕСКО также было прекрасно известно всем заинтересованным лицам с российской стороны. Ответственный секретарь Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Григорий Орджоникидзе говорил тогда же, в сентябре: «Строительство музейного комплекса начали без уведомления ЮНЕСКО. В июле Соловецкий архипелаг посетил эксперт ЮНЕСКО и сказал, что строительство нужно остановить, поскольку даже то, что успели возвести на тот момент, было видно отовсюду. Эксперт рекомендовал это сооружение завуалировать под ландшафт».
30 ноября 2015 г.
16 декабря 2015 г.
Министерству культуры РФ, согласовавшему это строительство, все эти аргументы были ведомы и без всяких миссий ЮНЕСКО. Еще в 2014 году - до начала строительства и траты на него немалых бюджетных денег - Минкультуры по очереди, вместе и порознь, уговаривали не делать и не позволять этого: тогдашняя Комиссия Общественной палаты России по культуре и охране культурного наследия, группа экспертов и градозащитников, Союз архитекторов России и Федеральный научно-методический совет по культурному наследию при самом же министерстве. Министерство культуры пропустило все эти просьбы, советы и экспертные оценки мимо ушей.
Ради вот такого архитектурного произведения.
Поскольку ясно артикулированное мнение экспертов ЮНЕСКО нельзя было игнорировать с той же неподражаемой невозмутимостью, последовали заверения о «замораживании». Их цена проясняется с каждой новой порцией соловецких фотографий.
Кого мы хотим обмануть? Себя? Но про себя нам и так давно все ясно.
ЮНЕСКО? Но это бесполезно. Тем более, что миссия международных экспертов зафиксировала вид стройки, тогда едва выглядывавшей из-под земли, в июле 2015 года и включила эту фотофиксацию в свой официальный отчет.
Да-да, долгожданный официальный отчет миссии уже поступил в Москву. И в нем, как и следовало ожидать, содержатся недвусмысленные рекомендации о том, что необходимо сделать для обеспечения «сохранности и целостности архитектурных ансамблей и пейзажей, весьма важных для выдающейся универсальной ценности Объекта», в том числе «зоны вокруг Святого Озера». Пункт 13 раздела «Рекомендаций» гласит:
«Отвергнуть проект «Музейного комплекса», так как это создает угрозу выдающейся универсальной ценности Объекта. Таким образом, очевидно, что необходимо немедленно прекратить строительные работы. Рассмотреть возможность перенести музейные функции в существующие постройки в поселке (следуя модели «Морского Музея» и Музея «Соловецкого лагеря»)».
Извините за наш французский, но это «немедленно прекратить» датировано в ЮНЕСКО июлем 2015 года. Стройка продолжалась, радуя заказчиков и исполнителей объемами освоенных средств государственного бюджета.
Честно говоря, мне трудно подыскать иной пример столь же безответственного поведения на объекте ЮНЕСКО, ведь здесь речь даже не о буферной зоне, объектом Всемирного наследия объявлен весь Соловецкий архипелаг. Потому что трудно придумать столь же изящный способ сорвать исполнение президентского поручения о подготовке номинации новых российских объектов в списки Всемирного наследия.
Ведь экспертная миссия ЮНЕСКО неизбежно приедет на Соловки в следующий раз, сравнит новые впечатления с июльским отчетом 2015 года и сочинит следующий отчет.
И каким будет отношение ЮНЕСКО к новым российским номинациям на фоне происходящего – за государственный счет и при соучастии государственных органов - на уже состоящем в списке Всемирного наследия объекте, мне кажется, нетрудно предугадать.
Скорее, так можно довести дело до исключения Объекта из списка Всемирного наследия.
А кстати, может быть, этого организаторы процесса на самом деле и добиваются? Сколько препятствий к освоению земель и бюджетов будет разом устранено, с какой легкостью можно будет реализовать нашумевший в последние недели соловецкий генплан...
В завершение остается напомнить, что одной из задач государственной культурной политики в ее «Основах…», утвержденных Указом Президента РФ, названа «практическая реализация приоритета права общества на сохранение материального и нематериального культурного наследия перед имущественными интересами физических и юридических лиц». Не вдаваясь в подробности, хочется выразить надежду на скорейшую реализацию этого постулата на Соловецких островах.
Досье. Строительство нового музейного здания на Соловецких островах начато в июне 2014 года за бюджетный счет по разрешению федерального Министерства культуры. С самого начала оно сопровождалось протестами экспертов и общественных деятелей, Общественной палаты, Союза архитекторов России. Отрицательным было и мнение об этом проекте Федерального научно-методического совета при Минкультуры. Активное внедрение нового акцента в панораму объекта Всемирного наследия оставалось “незаметным” только для инициаторов строительства.