Соловки: опять стройка
Министерство культуры ответило ЮНЕСКО самоограничением
Константин Михайлов
Спустя месяц после заседания президентского Совета по культуре и искусству, пожалуй, настало время поведать читателям, как развивается ситуация с одним из проблемных объектов, о которых шла речь 25 декабря 2015 года в Кремле – стройкой нового музейного комплекса в зоне прямой видимости Соловецкого монастыря. Надо сказать, что дела другого объекта, о котором говорилось в Кремле – Дома Пожарского на Большой Лубянке в Москве – после заседания Совета стремительно пошли на лад. Причем, как выяснилось чуть позже, в последние часы 2015 года дом успел вернуться в собственность государства Российского.
О Соловках на Совете по культуре, если кто подзабыл, говорилось в связи со строительством на территории объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, идущим вопреки рекомендациям наблюдательной миссии международных экспертов. Причем министр культуры РФ Владимир Мединский утверждал, что «строительство не продолжается».
Казалось бы, после такого заявления реальность нужно было хотя бы задним числом привести со словами высокопоставленного официального лица. Тем более, что официально недвусмысленные рекомендации международных экспертов - прекратить строительство, дурно влияющее на универсальную ценность объекта Всемирного наследия - поступили в Москву еще в ноябре.
Однако очередной свежий фоторепортаж, поступивший в редакцию с Соловецких островов, убеждает, что строительство никто и не думал останавливать. Даже в январский мороз, в -27 градусов, объект подрастает и прихорашивается.
Но будем объективны: речь не идет о полном игнорировании рекомендаций международных экспертов. Федеральное Минкультуры, вероятно, осознав наконец, что отечественные эксперты и целый Федеральный научно-методический совет при Минкультуры же в 2014-2015 гг. протестовали против этого строительства не только от безделья и невостребованности, решило наложить на стройку ограничения.
Здесь пора признаться читателям, что на следующий же день после кремлевского Совета, 26 декабря, в Минкультуры состоялось на эту тему небольшое совещание, в котором участвовали министр Владимир Мединский, замминистра Григорий Пирумов, директор Департамента госохраны культурного наследия Владимир Цветнов; от общественности были приглашены председатель Центрального Совета ВООПИК Галина Маланичева и автор этих строк.
Концепция исполнения рекомендаций экспертов ЮНЕСКО, как она была озвучена в тот декабрьский субботний рабочий полдень, выглядит следующим образом. Верхний, третий этаж музейного здания строиться не будет. Нижние два (полтора относительно уровня земли) предполагается «обваловать» землей, замаскировав его таким образом под элемент рельефа. А для верности отгородить от монастыря «посадками деревьев».
Минкультуры обещало тогда заказать соответствующую корректировку проекта и направить новый вариант в ЮНЕСКО.
На днях Минкультуры любезно ознакомило меня с распоряжением, направленным еще 31 декабря в адрес ФГБУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации», занятым обогащением соловецкого ландшафта музейным зданием. Документ требует до 29 января 2016 года подготовить «эскизный проект с учетом понижения этажности здания», а также «обеспечить, чтобы проводимые в настоящее время строительно-монтажные работы не превысили отметку 2-го этажа».
Осталось только понять, как отнесутся к этим маскировочным мероприятиям в ЮНЕСКО. Дело в том, что отчет международной экспертной миссии 2015 года содержал несколько иные рекомендации: «Отвергнуть проект «музейного комплекса» так как это угрожает выдающейся универсальной ценности Объекта. Таким образом, очевидно необходимо незамедлительно прекратить строительные работы. Рассмотреть возможность перенести музейные функции в существующие постройки в поселке (следуя модели Морского Музея и Музея Соловецкого лагеря».