Владимир Путин: «Решить задачу сохранения исторической идентичности»

Владимир Путин: «Решить задачу сохранения исторической идентичности»

18.01.2018
Владимир Путин: «Решить задачу сохранения исторической идентичности»

Сохранение и развитие исторических поселений и малых городов становится темой года

«Хранители Наследия»

Встреча Президента России Владимира Путина с участниками Форума малых городов и исторических поселений в Коломне 17 января показала, что сохранение и развитие древних городов и поселений страны обещает стать темой года, а то и нескольких.

Особенно с учетом, что на эти цели обещано отпускать десятки миллиардов рублей.

Безусловно, это благие намерения, хотя трудно предсказать, чем обернется в реальности их воплощение. Диалоги в Коломне 17 января показали, что высшие чиновники во многом весьма отдаленно представляют себе, например, смысл понятия «историческое поселение», а первые 5 миллиардов рублей, направленные на их развитие, были где-то и кем-то «распределены» так, что до исторических поселений не дошли.

Но будем надеяться на лучшее. Не зря же Минкультуры РФ еще минувшим летом выдвинуло лозунг возрождения 1162 исторических городов России. Осознавая это как составную часть социально-экономической, а не только культурной, политики. Насколько нам известно, в министерстве с тех пор проведена серьезная аналитическая работа на эту тему, с результатами которой мы надеемся в ближайшее время познакомить наших читателей.

«Ключ к раскрытию конкурентного преимущества»

 Итак, для начала приведем ключевые высказывания Президента РФ Владимира Путина об исторических поселениях и малых городах, прозвучавшие на встрече.

Во-первых, Президент настаивает на том, что эти города имеют особое значение для страны и «конкурентные преимущества».

«Что касается малых городов, исторических поселений, то здесь тоже живут сотни тысяч человек. Это очень важная составляющая нашей жизни, поскольку в этих населённых пунктах в значительной степени сосредоточена наша история, культура». 

«Каждый из этих малых городов либо исторических поселений, хоть они и объединены общим термином «малые города и исторические поселения», – у каждого из этих населённых пунктов своя история, своя география, своя культура отчасти. Когда я говорю «своя», я имею в виду, конечно, местные особенности. И конечно, всегда нужно найти ключ к раскрытию так называемого конкурентного преимущества, в чём в значительной степени и состоит задача тех, кто сегодня здесь собрался».

«Хотел бы повторить, каждому малому городу и историческому поселению важно в каждом конкретном случае тщательно проанализировать все свои возможности, конкурентные преимущества, как я уже сказал, определить основные направления для развития, в том числе и для малого бизнеса, для туризма».

«Чрезвычайно важная вещь – обратить внимание на ключевые вещи, «изюминки». И в этом случае малые города могут стать действительно по-настоящему большими центрами – большими с точки зрения туризма, развития искусства, экономики, культуры, науки. Таких примеров в мире очень много».

Во-вторых, Президент РФ не противопоставляет сохранение исторической идентичности малых городов и поселений их развитию, как это любят делать наши девелоперы и чиновники. Напротив, он увязывает их в единую задачу, что явствует из диалога с мэром Азова:

«Вы сказали о необходимости сохранения исторической идентичности и в то же время указали на проблемы, связанные с текущей хозяйственной деятельностью и ограничениями в этой текущей хозяйственной деятельности, связанные как раз с тем, что у всех есть желание сохранить историческую идентичность. Это такое же противоречие, как между необходимостью и желанием сохранить окружающую среду и развитием тех мест, где люди проживают. На Байкале я был, там примерно то же самое, и это не единственное место. В данном случае все то же самое, только связано не с окружающей средой, не с природой, а с сохранением каких-то археологических артефактов и так далее. Тем не менее все равно нужно искать выход… Надо внимательно еще раз посмотреть, с тем чтобы и, как Вы сказали, решить задачу сохранения исторической идентичности этих мест, и в то же время не мешать развитию. Непростая задача, но над ней, конечно, нужно думать».

Новый список исторических поселений

Мэром Углича на встрече была поднята проблема актуализации списка исторических поселений России. Пояснения Президенту взялся давать министр культуры РФ Владимир Мединский. Если сказать откровенно, то это были такие пояснения, после которых требуются еще одни, совсем другие пояснения. Очень странно выглядит, что глава министерства, отвечающего за исторические поселения, демонстрирует о них такие познания.

Вот что сказал (дословно, по официальной стенограмме) Владимир Мединский: 

«Исторические поселения – это виртуальный список, Владимир Владимирович. Был список в РСФСР принятый, который ни к чему не вел вообще – штук 180. Потом, лет 10 назад, совместным приказом Минкультуры, Минстроя и кого-то еще список был сокращен до 41-го, потом расширен до 44-х, с включением туда Севастополя и еще ряда городов. Список этот тоже ни к чему не ведет и не дает никаких ни обязательств, ни преференций. Мы провели экспертную работу накануне форума специальную со специалистами, и прикинули, сколько может быть в стране исторических поселений, так, чтобы не девальвировалось это высокое звание, получилось около 100. Около 100, причем мы не хотим, чтобы в этот список входили большие города, потому что в списке из 44-х почему-то оказался Санкт-Петербург, например, наряду с Плёсом. Как-то сложно потом их финансировать по единым правилам».

Нам трудно объяснить, почему министр культуры считает исторические поселения, которым посвящена отдельная глава в Федеральном законе о культурном наследии и о которых его министерство проводит ежегодные научно-практические конференции, «виртуальным списком».

Список исторических городов РСФСР, «который ни к чему не вел вообще», насчитывал на самом деле не 180, а более 500 пунктов.

Список исторический поселений современной Российской Федерации, по мнению министра, «тоже ни к чему не ведет и не дает никаких ни обязательств, ни преференций». По части преференций – совершенно верно, хотя еще в 2016 году именно Министерством культуры было объявлено о начале разработки системы экономических льгот и преференций для исторических поселений.  Чем кончилась эта работа – не известно, скорее всего, утонула в безбрежном море межведомственных согласований. Но вот по части обязательств все ровно наоборот. Именно статус исторического поселения, по единодушному мнению экспертов, является наилучшим инструментом для «сохранения исторической идентичности», накладывая на местные власти и инвесторов серьезные обязательства и ограничения по части градостроительства, а на Минкультуры – обязанность контроля за ним и согласований. Так что этот список очень даже «ведет» в нужном направлении; будучи экономически подкреплен, он мог бы переломить ситуацию с сохранением исторической застройки и ландшафтов по всей России.

Кстати, официальный список исторических поселений страны вовсе не исчерпывается цифрой 44. Существуют еще десятки исторических поселений регионального значения, которые не менее федеральных заслуживают сохранения исторической идентичности, преференций и контроля со стороны федеральных властей.

Наконец, весьма спорно утверждение «мы не хотим, чтобы в этот список входили большие города, потому что в списке из 44-х почему-то оказался Санкт-Петербург» и т.д. Во-первых, кто это «мы»? Министерство культуры никогда не заявляло такой официальной позиции; более того, в Федеральный закон о наследии несколько лет назад были внесены специальные поправки, позволяющие наделять статусом исторического поселения не всю территорию города, а только отдельные ее части – как раз для исторических центров «больших городов». Во-вторых, почему большие города, достойные по своему архитектурному и ландшафтному богатству статуса исторического поселения, должны быть лишены на него права? Ведь этот статус, если заглянуть в федеральный закон – не о финансировании поселений, а о сохранении их облика и особых правилах градостроительства.

В общем, Президент в итоге дал поручение провести работу по актуализации списка исторических поселений. Хочется верить, что министерство будет делать это на основе норм действующего законодательства и здравого смысла.

Ключевая фраза дня

Закончилась встреча как раз словами Президента о финансировании исторических поселений. Владимир Путин сообщил, что «с удивлением узнал», что выделенные 5 миллиардов рублей поступили в регионы, но были распределены так, что «до малых городов и исторических поселений они практически не дошли». Президент поручил выделить новые 5 миллиардов, «но они должны быть напрямую направлены в малые города и исторические поселения».

О чем говорили на Коломенском форуме

Согласно официальному извещению о Коломенском форуме, он был посвящен вопросам развития малых городов и исторических поселений. Участие в нем приняли помощник Президента РФ по вопросам местного самоуправления Николай Цуканов, министр культуры РФ Владимир Мединский, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень, губернатор Московской области Андрей Воробьев, председатель правления ассоциации «Русская провинция» Сергей Рыбаков.

В рамках форума были подведены итоги первого года реализации приоритетного проекта «ЖКХ и городская среда», который предполагает создание комфортной городской среды и обеспечение высокого качества жилищно-коммунальных услуг, обсудили реализацию туристического, культурного и экономического потенциала малых городов и исторических поселений.

«В конце 2016 года на заседании Государственного совета под председательством Президента страны впервые с такой высокой трибуны прозвучали слова по теме развития общественных пространств, развития городской среды. В рамках этих поручений мы начали работать над новой программой, уже в первый год она реализовалась очень неплохо: в ней приняли участие 1653 муниципалитета, в том числе 31 историческое поселение, 347 сельских поселений, 837 средних и малых городов», — сказал Михаил Мень.

В свою очередь, Владимир Мединский рассказал о работе Минкультуры России по определению границ исторических поселений.

«Мы проводим работу по определению границ исторических поселений и ограничению застроек. Всего за последние три года нами разработаны 19 соответствующих проектов, из которых 13 находятся в стадии доработки, в том числе касающийся Коломны», — отметил министр. Он также напомнил, что в 2017 году Министерство культуры Российской Федерации провело так называемое рейтинговое голосование среди экспертов по расширению списка исторических поселений.

«В результате этого голосования был получен соответствующий список для включения в перечень исторических поселений федерального значения в составе 91 населенного пункта», — сказал министр.

Министр культуры также сообщил о планах по расширению списка исторических поселений России и перечня малых городов, входящих в «Золотое кольцо России». «Города Золотого Кольца станут такими же привлекательными и формализованными как города из списка всемирного  наследия ЮНЕСКО, - отметил Владимир Мединский. - Уже сейчас многие города подали заявки на включение в «Золотое Кольцо», в топ-рейтинге Углич, Боровск, Таруса, Тула и сама Коломна. Мы будем включать не более одного города в год».

По нашей информации, по итогам форума Министерство культуры, возможно, получит поручения по совершенствованию градостроительного планирования и архитектурного проектирования на территории исторических поселений, а также по разработке механизма применения концессий и государственно-частного партнерства на их территориях.

Одинокий голос градозащитника

И чтобы грандиозные планы не заслоняли от нас историческую реальность – не можем не привести мнение лидера подмосковного ВООПИК Евгения Соседова о Коломенском форуме, опубликованное им в социальной сети:  

"1) 90 процентов наших древних городов по-прежнему лишены статуса исторических поселений. Из более чем 500 городов в списке 1991 года в федеральном списке 2010 года осталось только 43, и Минкультуры уже семь лет блокирует расширение этого списка. Статуса исторического поселения лишены Москва, Переславль, Калуга, Боровск, Рязань, оба Новгорода, Старица, Болхов и сотни других городов, в том числе еще очень сохранных. Это значит, что в этих городах можно безнаказанно уничтожать всю историческую застройку и ландшафты, кроме отдельных памятников, что успешно и выполняется. Это беспрецедентный в мировой истории случай добровольного отказа государства от собственной истории и культуры. 
2) Подавляющее большинство исторических городов, несмотря на все президентские поручения, до сих пор не имеют утвержденной охранной документации. Нет ни зон охраны объектов культурного наследия, ни предметов охраны и границ исторических поселений. 
Предмет охраны утвержден только в одном из 22 исторических городов Подмосковья, а зоны охраны - ни в одном! При этом тратятся немалые бюджетные средства на их разработку, но их намеренно не утверждают.
К чему это приводит - всем известно. Например, заместитель Меня по минстрою - г-н Ставицкий, бывший мэр Звенигорода, за несколько лет буквально стер этот прекрасный исторический город с лица земли, застроив его торговыми центрами и самого низкого качества многоэтажками, исказившими все исторические панорамы. Сейчас эту политику по отношению к Звенигороду продолжает губернатор Воробьев. В Звенигороде стоит негласный запрет на утверждение зон охраны, которые уже двадцать лет как разработаны за бюджетный счет и каждый год перерабатываются в интересах застройщиков, проходят согласования, но не утверждаются. Зато оперативно выпускаются поправки в генплан и проекты новой застройки.
В Коломне, при видимом благополучии с сохранением наследия, также до сих пор не утверждены давно разработанные предметы охраны исторического поселения и зоны охраны, в результате чего панораму кремля (признанного Символом России) портят панельные многоэтажки, а в центре города горят и сносятся усадьбы начала 19 века.
А на весь Сергиев Посад скоро не останется ряда из трех старых домов подряд и ни одного сохранного вида на Лавру и т.д. и т.п.
3) Центры исторических городов по всей стране гниют и вымирают, люди живут в тяжелейших коммунальных условиях, исторические дома десятилетиями не ремонтируются, к ним не подводятся современные коммуникации, в результате чего население их тоже начинает тихо ненавидеть, мечтает сжечь и переехать в новенькую многоэтажку, чем и пользуются власти-застройщики. Однако вместо того, чтобы помочь людям провести за бюджетный счет техническую модернизацию старых домов, помочь с ремонтом, разумным благоустройством и при необходимости с реставрацией - все делается с точностью наоборот. Старые дома, даже в совсем хорошем состоянии, массово признают ветхими и аварийными, перестают поддерживать и расселяют под снос, даже когда в этом нет ничьей коммерческой заинтересованности. И им еще по всяким госпрограммам выделяют деньги на снос исторической застройки, а иногда даже ценных градоформирующих объектов и памятников. И Минкультуры это совсем не волнует. В результате центры городов совсем деградируют и постепенно замещаются пустырями и многоэтажками.
На ремонт и реальную помощь и людям и домам у власти денег никогда нет, но зато есть сумасшедшие миллиарды и миллиарды на «создание комфортной городской среды» из плитки, фонарей и лавочек по проектам барселонских архитекторов, на гранитное мощение среди полупустых, полусгнивших или сгоревших домов с заросшими дворами и грязью по колено. Эту программу сегодня в очередной раз и презентовали.
Разумеется, на сегодняшний форум не был приглашен ни один эксперт или градозащитник, который мог бы рассказать о реальном положении дел с сохранением исторических городов Подмосковья и в целом по стране".

Фото: сайт Президента РФ

На главную