За Дом Казакова взялся Проектный институт ФСБ
Департаментом культурного наследия Москвы опубликован "Акт государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Дом и школа, арх. М.Ф. Казаков, XVIII в.» по адресу: г. Москва, Златоустинский М. пер., д. 11/1". Общественное обсуждение документа заканчивается 22 декабря 2016 года, 26 декабря Мосгорнаследие, по нашей информации, должно вынести решение о согласии либо несогласии с ним.
Этот объект известен как Дом архитектурной школы Казакова (№ 11/1, конечно, не по Малому, а по Большому Златоустинскому переулку) бедствующий и разваливающийся уже более десяти лет. Вряд ли знаменитый зодчий русского классицизма мог предвидеть такую судьбу здания, построенного им во второй половине 1780-х гг. для собственной архитектурной школы, где «способнее было всегда своих архитектурных учеников видеть, давать всем вообще потребные наставления, распределяя их по усмотрению и способностям каждого и по практикам».
Архитектурная общественность долго умоляла городские власти восстановить дом, отселенный ради очередного инвестпроекта начала 2000-х, претерпевший несколько пожаров и обрушений. Была идея разместить в нем Музей архитектурной школы Казакова, экспозиция которого была практически подготовлена в недрах МАрхИ. Правительство Москвы еще в 2009 г. принимало постановления о консервации памятника, но они не выполнялись. В 2011 году на доме появились таблички, что он перешел в ведение Управделами Президента РФ, но на состоянии объекта это никак не отразилось; разве что стал неприступен забор. В СМИ проскальзывала информация, что дом отвели под размещение Федерального центра информатизации при Центризбиркоме, однако с выборами ЦИК до сих пор справляется по другим адресам.
Почти год назад мы рассказывали, что Департамент культурного наследия города Москвы пытался сподвигнуть структуры Управления делами провести хотя бы противоаварийные работы. Входящее в состав Управделами ФГУП «Управление по эксплуатации зданий высших органов власти», за которым дом Казакова был закреплен на праве оперативного управления, время от времени отвечало: запрошенные деньги для «проведения комплексного капитального ремонта (с элементами реставрации)» - не выделены. Правда, сообщалось, что в 2014 году разработана проектная документация этого ремонта с элементами.
Теперь, судя по всему, настал ее час: именно этот титул носит проект, экспертиза которого опубликована Мосгорнаследием. У памятника, следовательно, появился наконец шанс на спасение.
Автор проекта более чем серьезен: ФГУП Проектный институт ФСБ РФ. Заказчик проекта – ФГУП «Управление по эксплуатации зданий высших органов власти» Управления делами Президента РФ. Заказчиком историко-культурной экспертизы выступает ООО «АРТ Городец», о котором электронные справочники отечественного бизнеса сообщают, например, следующее: «Основным видом деятельности компании являются работы по сборке и монтажу сборных конструкций. Также работает еще по 7 направлениям. Размер уставного капитала 500 000 руб… Основным заказчиком является ФСБ России». Эксперты – Александр Волков, Борис Лурье и Анна Малышева. Заключение экспертизы – положительное, проект соответствует требованиям законодательства, его решения «не противоречат принципам научной реставрации и не нарушают предмета охраны».
Из акта экспертизы мы можем узнать, что включает предмет охраны, утвержденный в Мосгорнаследии в феврале 2014 года: местоположение и градостроительные характеристики, объемно-пространственную композицию 3-этажного (казаковских этажей два, третий надстроен в 1870-х гг. по проекту К.М. Быковского, тогда же переделаны фасады) здания, композицию и архитектурно-художественное оформление фасадов 1870-х гг., пространственно-планировочную структуру интерьеров, капитальные стены и сводчатые перекрытия (в уровне подвалов), элементы оформления интерьеров и даже характер оформления столярных заполнений дверных и оконных проемов. Характерно указание, что при проведении натурных исследований предмет охраны может быть дополнен, а не изменен.
Состояние памятника эксперты оценивали на основании заключения ООО «Креал»: фундаменты ограниченно работоспособные, кирпичные стены – то же, за исключением одной внутренней и стен пристроек, перекрытия – аварийные, причем на значительных участках они отсутствуют вследствие обрушения, «покрытие здания прочти полностью отсутствует».
Проект, судя по тексту экспертизы, предполагает укрепление сохранившихся капитальных стен (в том числе – 3 железобетонными колоннами) и сохранение планировки здания. Ввиду того, что от казаковского времени остались только стены и планировка с угловой ротондой, облик фасадов и интерьеров предлагается восстанавливать «в целом на период 1870-х годов». Аварийные участки стен – «разобрать и воссоздать заново в прежних габаритах». «Существующие отметки всех элементов фасадов в целом сохраняются». Под всеми объемом подвала устраивается железобетонная фундаментная плита, при этом отметку полов подвала предполагается понизить на 40 см от нынешней (на 20 см. от первоначальной). Бетонные своды Монье над подвалом над подвалом будут разобраны и восстановлены (с сохранением подлинных металлических конструкций). Зато будут восстановлены, пусть и фрагментарно, пяты обрушенных сводов конца XVIII века.
Продольную капитальную стену XVIII века частично разберут – не только для внедрения 3 поддерживающих железобетонных колонн, но и для размещения двух «шахт-шкафов спецоборудования заказчика». Как утверждает экспертиза, «средняя часть стены представляет собой конгломерат разновременных кладок и печных каналов. По техническому заключению, стена в аварийном состоянии».
В акте экспертизы ни слова не сказано о будущем использовании объекта культурного наследия федерального значения, построенного великим русским зодчим. Впрочем, авторство проекта, кажется, говорит об этом весьма красноречиво.
На титульной странице, кстати, за словами «Дом и школа, арх. М.Ф. Казаков, XVIII в.», значится загадочное, но понятное без слов: «Объект № 1416».
Фото: «Москва, которой нет»