Золотая кладовая Амстердама
14 декабря 2016 года Окружной суд Амстердама вынес вердикт делу о «крымском золоте», оно же «золото скифов». Бесценные экспонаты крымских музеев отправились на зарубежную выставку из украинского еще Крыма, но вернуться назад в российский Крым им не позволили. В 2014 г. музейные артефакты были задержаны в Голландии, поскольку украинская сторона заявила о своем праве на предметы, юридически вывозившиеся из Украины. Крымские музеи настаивали на возвращении своих экспонатов – и инициировали судебное разбирательство в Амстердаме. Суд постановил, что музейное золото должно быть возвращено Украине. Музеи Крыма уже заявили, что будут подавать апелляцию, на это отведено три месяца.
Официальный комментарий Министерства культуры России:
«Спорные экспонаты крымских музеев были вывезены на выставку в Музей Алларда Пирсона. После присоединения Крыма к России Украина заявила требования о вывозе экспонатов выставки в Киев.
По итогам двухлетнего рассмотрения дела суд вынес решение об удовлетворении иска Украины о передаче экспонатов в Киев и об отказе возвратить музейные предметы крымским музеям. К сожалению, данное решение является примером нарушения прав учреждений культуры и разрушения единства музейных коллекций. Оно противоречит не только положениям контрактов, но и грубо нарушает принципы международного межмузейного обмена и право народа Крыма на доступ к собственному культурному наследию.
Суд проигнорировал принцип сохранения археологических находок в неразрывной связи с историей и культурой той местности, откуда они происходят. Музейные предметы должны вернуться в Крым, где были обнаружены и где десятилетиями хранились и изучались учеными-археологами. Министерство культуры Российской Федерации считает, что данное решение является крайне негативным прецедентом, которое принято вопреки нормам международного права о защите культурных ценностей.
Напомним, в числе музеев, чьи экспонаты сейчас находятся в Амстердаме, Центральный музей Тавриды, Керченский историко-культурный заповедник, Бахчисарайский историко-культурный заповедник и Национальный заповедник "Херсонес Таврический". Экспонаты Киевского музея, которые также были представлены на выставке, в сентябре были возвращены Украине».
Комментарии музеев Республики Крым:
«Честный и неподкупный» суд Амстердама совершил ограбление века и разрушил сложившуюся систему музейного права, решив передать Украине крымскую коллекцию экспонатов выставки «Крым: Золото и секреты Чёрного моря», вывезенной с полуострова в 2014 году в Нидерланды. Это первый случай, когда предметы, имеющие историческую ценность, передаются не на ту территорию, где возникли и были по прошествии веков найдены. Так для ИА REGNUM прокомментировала судебное решение директор Керченского историко-культурного заповедника Татьяна Умрихина.
«Это просто позор голландскому суду, который позволил вмешаться политике в правовое межмузейное поле, - заявила Умрихина. - Договора на передачу коллекций подписывались между директорами музеев (Крыма и Амстердама), это значит, что мы передали свои коллекции лично директору музея Алларду Пирсону. Межмузейное право и музейная совесть должны были сыграть решающую роль в этом вопросе, но не сыграли».
Директор Керченского музея-заповедника поясняет, что такое решение — опасный прецедент. В музейном праве принято оставлять предметы, имеющие историческую ценность, на той территории, где они были созданы и найдены. «Это опасный прецедент передела коллекций. Ведь мы были в Российской империи, в Советском Союзе, в Украине, и ни разу раньше никто не предъявлял претензий к переделу коллекций. Страны могут меняться, границы могут меняться, но миссия любого музея сохранить идентичность этой территории и этого народа, этой культуры. Чтобы ни менялось, культурное наследие должно остаться на этой территории», — подчеркнула Татьяна Умрихина. По ее словам, крымские музеи доказали в суде, что все предметы крымской коллекции «происходят именно с этой земли». Для этого в Амстердам учёные «отправили кучу документов» о принадлежности предметов коллекции крымским музеям. Этого должно было быть достаточно, чтобы вернуть коллекцию на Родину.
Основной и единственной причиной решения о передаче экспонатов крымских музеев на территорию, к которой они не имеют никакого отношения, руководители крымских музеев называют политику. «Очень жаль, что наши чаяния развеялись. Просвещённая Европа выдаёт себя не за того, кем она является. Это прецедент для всего музейного сообщества и вряд ли теперь кто-то ещё доверит музею Алларда Пирсона свои какие-то коллекции. Политика — это причина. Ведь мы на то и поставлены, чтобы хранить наследие той территории, где оно найдено, потому что наследие не может быть ни разделённым, ни раздербаненным, как сейчас вышло по решению голландского суда. Коллекция уже не будет иметь той смысловой нагрузки, как в родных стенах, она уже не даст возможности работать исследователям дальше», — считает директор крымского музея.
Политическим решение амстердамского суда назвал и директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин. «Безусловно, мы это решение не можем принять как разумное и справедливое. Мне кажется, что здесь был очень сильным политический фактор, который действует во многих решениях, которые сейчас принимаются, касающихся Российской Федерации», — сказал он ИА «Крыминформ».
Комментарий председателя Союза музеев России
Председатель Союза музеев России, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский считает, что вещи из крымских музеев должны храниться там, где были найдены - в Крыму. «Это достаточно печальная история, которая свидетельствует о том, что права культуры и вопросы права не всегда совпадают. Очень жаль, что принято такое решение, оно имеет свои основания», - сказал Пиотровский журналистам.
«Думаю, что юристы будут подавать апелляцию. Я надеюсь, что эта апелляция поможет. Вещи из музеев Крыма должны находиться в музеях Крыма», - добавил Пиотровский. По словам гендиректора Эрмитажа, данные экспонаты были найдены именно на территории полуострова. Он считает справедливым, чтобы эти предметы хранились на своей исторической родине. "Это историческая память тех людей, которые там живут. К сожалению, сегодня часто не совпадают права собственности и права культуры", - подчеркнул Пиотровский.
Комментарий Музеев Московского Кремля
Решение суда Амстердама по «скифскому золоту» обосновано, поскольку предметы принадлежали Украине, заявила 14 декабря директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина. «Очень важно понимать, что весь музейный фонд - это собственность государства, а не имущество отдельно взятого музея или иного учреждения культуры. В данном случае, когда предметы были вывезены с территории Украины и принадлежали Украине как государству, это решение представляется мне вполне обоснованным», - пояснила Гагарина. По ее словам, все вопросы музейных экспонатов о принадлежности конкретному музею должны решаться уже после того, как предметы вернутся владельцу.
«Существуют нормы международного законодательства, которыми Музеи Московского Кремля, как и другие музеи, руководствуются в своей международной выставочной деятельности. Разрешение на вывоз любого предмета за границу выдает министерство культуры РФ на основании государственных гарантий, которые предоставляет принимающая сторона», - продолжила Гагарина. Директор кремлевских музеев подчеркнула: «если таких гарантий мы не получим, ни один предмет из музейного фонда не покинет территории Российской Федерации».
Комментарий Министерства культуры Республики Крым
Решение Окружного суда Амстердама (Нидерланды) о признании права Украины на коллекцию скифского золота будет оспорено крымскими музеями. Об этом, как передают «Новости Крыма», сообщила министр культуры Республики Крым Арина Новосельская. «Очередное политическое, неправильное, противоречащее нормам закона решение, — сказала она. — Республика Крым будет в апелляции отстаивать свои требования о возврате коллекции в Крым».
Досье (по материалам ТАСС). 6 февраля 2014 г. в Музее Алларда Пирсона (Allard Pierson Museum), принадлежащем Амстердамскому университету, открылась выставка скифского золота (полное название – «Крым - золотой остров в Черном море»). На ней были представлены археологические находки, сделанные в Крыму. Всего - более 550 артефактов (порядка 2 тыс. единиц хранения), в т.ч. церемониальный шлем, ювелирные украшения, драгоценные камни, мечи, панцири, скульптуры, домашняя утварь древних греков и скифов. Экспонаты датируются временем от греческой колонизации (VI век до н.э.) до раннего средневековья (VI-VII века). Среди наиболее ценных предметов - двустороннее скульптурное изображение змееногой богини скифов, шатровое навершие в виде грифона, украшения конской узды, лепные сосуды в виде овец и др.
Экспонаты для выставки предоставили четыре крымских музея (Центральный музей Тавриды, Бахчисарайский историко-культурный и археологический заповедник, Керченский историко-культурный музей-заповедник и музей-заповедник «Херсонес Таврический»), а также Музей исторических драгоценностей Украины (на его долю пришлось 19 экспонатов).
Экспозиция первоначально открылась 3 июля 2013 г. в Германии, в Рейнском краеведческом музее Бонна. По окончании выставки экспозиция была перевезена в Амстердам. Экспонаты крымских музеев были застрахованы на период проведения выставки на сумму более 1 млн евро, при этом голландская сторона оценила их стоимость в 10 млн евро.
Выставка в Нидерландах должна была завершиться 28 мая 2014 г., до 1 июня того же года все экспонаты планировалось вернуть в Крым и Киев. После воссоединения Крыма с Россией в марте 2014 г. возникла юридическая коллизия по вопросу принадлежности экспонатов. Свои права на них заявили Россия и Украина. Музей Алларда Пирсона имел обязательства по возвращению скифского золота как перед Министерством культуры Украины, так и перед крымскими музеями.
По инициативе украинской стороны выставка была продлена до 31 августа 2014 г. После этого Музей исторических драгоценностей Украины вернул свои 19 экспонатов. Остальные артефакты были временно помещены в хранилище музея Алларда Пирсона до разрешения юридических споров. Представители Музея Алларда Пирсона заявляли, что готовы подчиниться вердикту, "вынесенному квалифицированным судьей", или решению, достигнутому на основе соглашения сторон.
В ноябре 2014 г. четыре крымских музея подали коллективный иск в отношении Амстердамского университета в Окружной суд города с требованием исполнить обязательства по контрактам и вернуть коллекцию в Крым. В январе 2015 г. запрос на участие в деле в качестве заинтересованной стороны поступил от правительства Нидерландов, в феврале - от украинских властей. В начале апреля 2016 г. Окружной суд Амстердама признал Украину третьей стороной в судебном разбирательстве о принадлежности скифского золота. Аналогичная заявка Нидерландов была отклонена.
2 декабря 2016 г. пресс-служба прокуратуры Украины сообщила, что постановлением Печерского районного суда Киева на музейные экспонаты выставки наложен арест. Кроме того, суд направил документы в Интерпол для объявления коллекции в международный розыск.
Фото: Минкультуры РФ