Гижигинск. К последнему морю
Экспедиция в русский город XVII века на Охотском побережье
«Хранители Наследия»
Магаданское региональное отделение Русского географического общества совместно с Северо-Восточным госуниверситетом, Центром сохранения наследия Амурской области и при поддержке Правительства Магаданской области в начале июля организовало экспедицию в Северо-Эвенский округ. Цель ее — обследование территории исчезнувшего в 1920-е годы русского города Гижигинска, определение его границ. Это необходимо для внесения бывшего города в Единый госреестр объектов культурного наследия и дальнейших исследований одного из первых поселений на Северо-Востоке России. Отчет о результатах опубликован на официальном сайте Правительства Магаданской области.
Единственный город
Губернатор региона Сергей Носов, он же председатель попечительского совета регионального отделения РГО, подчеркивает, что проект, весьма важный для области, «будет связан не только с археологией и туризмом, но и с научными работами и практикой студентов, также это новые рабочие места для местных жителей».
Экспедиции в Гижигинск – единственный город на территории Магаданской области, который существовал в XVII – начале XX вв., станут постоянными. Губернатор призывает составить «план ежегодной работы, которая потребует существенного финансирования» и готовить «предложения по дальнейшему туристическому развитию объекта».
Исследователи продемонстрировали привезенные из Гижигинска артефакты XVIII–XIX вв.: скребки для обработки кожи, гвозди, весы, орудия лова, столовые ножи, осколки китайского фарфора, пуговицы, бисер, флакон духов, гребень для волос, кости для игры в домино и проч. Исследователи отмечают, что Гижигинск расположен в зоне вечной мерзлоты, благодаря чему предметы сохраняются в идеальном состоянии. После прекращения существования Гижигинска на этом месте не возникло постоянного поселения, и это способствовало сохранению культурного слоя.
Директор Центра сохранения наследия Амурской области Денис Волков заявил: «Перед нами стояла задача — найти это место и сделать план местности для дальнейшей постановки объекта на охрану. Сейчас Гижигинск не внесен в Перечень объектов культурно-исторического наследия Российской Федерации и на его территории ведутся незаконные раскопки. По итогам работы мы подготовим комплект документов для передачи в государственную службу по охране памятников Магаданской области».
Из этого следует, что «черные копатели», увы, опередили в Гижигинске ученых и археологов.
На крайнем Северо-Востоке России археологические исследования первых русских поселений вообще пока не проводились, хотя об их существовании известно с середины XVII века, когда в этих краях появились первопроходцы – Семен Дежнев, Иван Москвитин, Владимир Атласов.
Трагический финал в огне
История забытого Гижигинска не очень длинна, но весьма интересна. А финал ее и вовсе вышел трагическим. Расскажем ее, пользуясь материалами регионального информационного агентства и блогера-исследователя Антона Афанасьева.
В 1651 году отряд казаков под командой Михаила Стадухина поставил зимовье на берегу Охотского моря в устье реки Гижиги. Летом 1652 года в те же края совершил поход отряд Ивана Баранова, после чего якутская таможня стала выдавать на Гижигу «проезжие грамоты».
В середине XVIII века на реке Гижига, в 30 км от устья, был основан Гижигинский острог; крепость стала крупнейшим военным форпостом на Северо-Востоке России. Донесение отсюда казака Авраама Игнатьева в Охотскую канцелярию, помечено 14 апреля 1752 года – этот день принят за дату основания крепости. С 1757 года Гижигинск стал принимать морские суда с грузами. В 1779 году в Гижигинске был заключен мир с чукотскими тойонами, результатом которого стало объявление чукчей подданными Российской империи. После того, как русскими был оставлен Анадырский острог, Чукоткой управляли из Гижигинска.
Гижигинский острог. Рисунок 1757 года
Население острога составляли военные и казаки, которые в свободное от службы время занимались рыболовством, охотой и, несмотря на вечную мерзлоту, огородничеством. В Гижигинске, на краю русской земли, была навигационная, а затем казачья школы. В городе проживало около 700 человек, в нем было 87 домов, церковь, построенная в 1758 году, питейный дом, казенные магазины, три казенных дома для начальства, кузница, лабазы и кладбище.
Екатерина II именным Указом от 2 марта 1783 года «О составлении Иркутской губернии из четырех областей» переименовала Гижигинский острог в город, а в 1790 году утвердила его герб.
Герб Гижигинска
Это были времена расцвета Гижигинска. Он стал вторым по значению (после Охотска) городом Северо-Востока России. Город стал центром огромного Гижигинского уезда, который раскинулся по берегу Охотского моря от Камчатки до современной границы Омсукчанского и Ольского района Магаданской области и до Чаунской губы Восточно-Сибирского моря, включая территорию всей Чукотки. К военной службе добавились хлопоты торгово-обменного центра аборигены привозили сюда свой пушной ясак и торговали с горожанами на ежегодных ярмарках.
План Гижигинска. 1798
Гижигинская Спасская церковь развернула миссионерскую деятельность, обращая в христианство эвенов и оседлых коряков.
В 1805 году в городе жило уже около 800 человек, он был обнесен крепостной стеной с тремя воротами и четырьмя пушками, имел пять магазинов, две лавки, девять казенных зданий, питейный дом, церковь, 90 жилых домов, казенную баню.
В начале XIX века коряки откочевали к реке Анадырь и на Камчатку, отчего торговые обороты Гижигинска снизились, и он постепенно стал приходить в упадок. В 1858 году Гижигинский округ делят на три части и вдвое сокращают его территорию. Численность населения начинает снижаться, к 1894 году осталось 500 человек. Побывавший в Гижигинске гидрограф Б.В. Давыдов описывал его так: «Унылое впечатление, дома плохие и низкие, амбаров мало, а огородов нет совсем. Все постройки сооружены скверно, крыши текут даже в лучших домах, а сквозь щели зимою наносит снег».
К концу столетия город окончательно утратил военное значение. На рубеже XIX–XX веков Гижигинск подкосила эпидемия кори, завезенная с Камчатки. В городе, где не было ни аптек, ни врачей, умерло 160 человек.
Спасская церковь в Гижигинске
Тем не менее Гижигинск продолжал существовать. Революционные потрясения он испытывал аж до 1923 года: городом управлял то военно-революционный комитет, то отступившие в эти края колчаковцы есаула Валериана Бочкарева. В апреле 1923 года отряд Бочкарева был разбит красноармейцами, и в Гижигинске установилась советская власть. Первым ее деянием стало закрытие Спасской церкви, в здании которой устроили школу.
Люди стали постепенно переселяться из Гижигинска в соседние селения. Однако город сохранял статус уездного центра: здесь были созданы партийная и комсомольская организации, в клубе ставили спектакли, работала школа.
В 1926 году в Камчатском округе было проведено новое районирование, ликвидированы уезды и волости. Гижигинский уезд переименовали в Пенжинский район с временным центром в селе Гижига, неподалеку от города.
В этом же году последнего священника Спасского храма, отца Нифонта, закололи штыками красноармейцы. Деревянную церковь разобрали на бревна и построили из них два дома на Кушке (ныне село Гижига, былая перевалочная база Гижигинска на побережье, где разгружались морские суда).
А в 1927-м случилась новая эпидемия, предположительно чумы. Красноармейцы оцепили город кордонами. Тех жителей, кого считали возможным вылечить, отправили в Кушку, а остальных оставили умирать в своих домах, не позволяя покинуть город.
Затем остатки обреченного Гижигинска были сожжены.
Место города Гижигинска
Последний памятник
Блогер Антон Афанасьев побывал на месте Гижигинска. Здесь ничего нет, кроме неприметных остатков городского кладбища в ложбинке.
Здесь Антон Афанасьев обнаружил уцелевший фрагмент ограды захоронения, а рядом с ней – поваленный могильный памятник. На нем уцелела надпись: «Гижигинский окружной начальник, Статский советник, Константин Терентьевич Пржевалинский, скончался 19 июля 1900 года на 51 году от рождения».
Фото: Правительство Магаданской области, блог Антона Афанасьева, WikimediaCommons