Когда ж московский Архсовет начнет заглядывать в законы?
7 октября 2015 года Архитектурный совет Москвы под председательством главного архитектора столицы Сергея Кузнецова рассмотрел и поддержал проект оперного театра-студии при Московской консерватории. Подробный отчет о ходе дискуссии опубликован “Архи.ру”.
Обсуждение архитектурных достоинств очередного храма оперного искусства близ Большой Никитской (проект разработан «Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими» и «Архструктурой» в рамках реконструкции комплекса Московской консерватории) не входит в наши задачи. Если помещенная выше картинка по нраву членам Архитектурного совета, то мы с этим ничего поделать не можем. Однако вопрос законности и уместности подобного творчества в историческом городе мы не можем обойти.
Посреди небольшого дворика (Средний Кисловский переулок, 3) стоит двухэтажное здание XIX века, которое и должно стать жертвой архитектурно-театрального проекта. Оно будет снесено и построено заново. А над ним, как сообщает архитектурная пресса, «запроектирована двухэтажная «шайба», обернутая двухслойным фасадом из матового стекла с встроенной интерактивной светодиодной подсветкой. Эта надстройка призвана компенсировать дефицит площадей».
Это еще не все перемены: проектируется также крытый атриум, связывающий новый корпус с одним из реконструируемых боковых. Про подземное пространство можно и не упоминать.
Мнения члены Архсовета высказывали разные. Приведем совершенно справедливый отзыв архитектора Евгения Асса, который заметил, что “шайба” не вступает в диалог с окружением, остается «чужаком» в этом маленьком и тихом московском дворике.
Нельзя сказать, что участники дискуссии не знали, что снос и новое строительство планируются на территории охранной зоны. Напротив, на заседании прозвучало магическое слово “регенерация”, в рамках которой, по мнению членов Архсовета, находится одобренный ими проект. Еще бы, ведь снесенное историческое здание будет воспроизведено в новых материалах. Да еще и по итогам проетировщикам была дана рекомендация “«успокоить» верхнюю надстройку”.
Впечатление такое, что при обсуждении на Архсовете никто и не думает заглядывать в закон о культурном наследии и недавно принятые нормативные акты. Да, на территории охранной зоны возможны “специальные меры по регенерации” историко-градостроительной среды. В сентябре 2015 года Правительство России утвердило специальным постановлением «Положение о зонах охраны объектов культурного наследия», где дано четкое определение понятию регенерации: «восстановление, воссоздание, восполнение частично или полностью утраченных элементов и (или) характеристик историко-градостроительной и (или) природной среды».
Дорогие члены Архсовета, ваша (она теперь и ваша) стеклянная “шайба” – это восстановление, воссоздание или восполнение утраченных исторических элементов?
На заседании присутствовали представители Мосгорнаследия. Казалось бы, именно они должны были познакомить коллег с требованими закона и правительственного нормативного акта и настоять на корректировке проекта в соответствии с ними.
И что же мы читаем в отчете? “Особую поддержку данной работе высказали представители Департамента культурного наследия”.
Занавес.
Фото: archi.ru (ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские», ООО «Архструктура»)