Надежды Гурьевых питают…
При каждом новом бравурном отчете об успехах столичной реставрации – вспоминайте палаты в Потаповском переулке
Константин Михайлов
22 декабря московский «Архнадзор» проводит пресс-показ погибающего архитектурного памятника XVII-XIX вв. и фотовыставки о его истории, с 2009 года ставшей трагической.
Спасатели опять не придут
Выставка, открывшаяся 19 декабря в Тургеневской библиотеке, приурочена к 6-летию грандиозного пожара, разразившегося в памятнике 17 декабря 2009 года, аккурат накануне заседания городской межведомственной комиссии, где должен был решаться вопрос о выводе его из-под государственной охраны.
А 18 декабря 2015 года ГБУ «Финансово-хозяйственное управление Мэрии Москвы» подвело итоги конкурса (опубликованы на сайте госзакупок), который оно, в качестве заказчика, проводило на «выполнение работ по ремонту кровли и фасада здания по адресу: Потаповский пер., д.6, стр.1». Объект закупки, расценивавшейся в 1, 58 млн рублей, конечно, уступал масштабу необходимых зданию противоаварийных и консервационных работ. Он предусматривал установку и разборку металлических лесов, устройство защитного ограждения, замену обрешетки и рулонного покрытия временной кровли, а также зачем-то «ремонт штукатурного слоя фасада» (дело, безусловно, нужное, но не в тот момент, когда дом разваливается).
Срок выполнения работ был обозначен 30 календарных дней с даты подписания договора, однако отсчитывать их не стоит спешить: закупка признана несостоявшейся «в связи с тем, что на лот была подана/допущена одна заявка на участие».
В предыдущий раз «Финансово-хозяйственное управление Мэрии Москвы» пыталось провести такой конкурс в начале декабря – увы, с тем же успехом. А ведь работы планировалось закончить к Новому году.
Правда, можно надеяться, что договор будет-таки заключен с единственным участником конкурса (закон это позволяет).
Включенный в инвестконтракт
Палаты Гурьевых – безусловно, один из самых несчастных объектов культурного наследия современной Москвы. Прекрасный многослойный, как пирог, памятник, связанный с именами купцов и промышленников XVII столетия Гурьевых, мецената и общественного деятеля Василия Кокорева, “шоколадных королей” Абрикосовых, сохранил приметы архитектурных стилей нескольких столетий: сводчатые помещения XVII в., барочные фасады XVIII в., фрагменты роскошных интерьеров XIX в.
Вернее сказать, он их сохранял даже после пожара и двух дневного "проливания" пожарными на 20-градусном морозе в декабре 2009 года.
В начале 2000-х гг. здание было включено Правительством Москвы в инвестконтракт с коммерческой компанией «Регион-Инвест». Это не принесло памятнику ничего, кроме серии пожаров, разорения, попыток снятия с госохраны и 6-летнего балансирования на краю гибели, с неуклонным к ней приближением.
После пожара 2009 года палаты Гурьевых остались без кровли, с незакрытым тепловым контуром – и стали интенсивно разрушаться (временное перекрытие было установлено в 2011 году за городской счет). Великолепные интерьеры: настенная живопись, лепнина, аутентичный паркет, уцелевшие при пожаре, за прошедшие после него годы практически погибли. Остатки двух верхних этажей, надстроенных из шлакоблоков в 1930-е годы, находятся в остроаварийном состоянии и угрожают похоронить памятник под своими обломками.
Здание находится в собственности городских властей, которые должны нести ответственность за его сохранность. Тем не менее, за 6 лет после пожара не было сделано ни одного реального шага на пути к его восстановлению. Элементарные противоаварийные работы и консервация, проведенные вовремя, могли бы сохранить целостность здания и спасти интерьеры, но этого не произошло – и, судя по энергичности усилий Финансово-хозяйственного управления мэрии, не предвидится.
Важные перемены
Впрочем, будем справедливы: несколько важных событий вокруг объекта в последние три года все же произошло. Вокруг, но не на нем, к сожалению.
В марте 2012 года объект (официальное название - "Городская усадьба, конец XVII в. - XVIII в., XIX в. - XX в. Здесь в 1845-1859 гг. помещался пансион пастора Л.Эннеса, в котором учились врач С.П.Боткин, историк В.И.Герье, преподаватели: фольклорист А.Н.Афанасьев, экономист И.К.Бабет, математик А.Ю.Давидов: - Главный дом с палатами, конец XVII в. - XVIII в., XIX в. - XX в."), который лужковское Правительство Москвы не успело-таки снять с государственной охраны в 2009-2010 годах, перестал-таки числиться “выявленным памятником”. Собянинское Правительство Москвы выпустило постановление о признании его объектом культурного наследия регионального значения.
В 2014 году Градостроительно-земельная комиссия города Москвы приняла наконец решение о расторжении инвестконтракта. Дом был передан ООО "Регион-Инвест" еще в 2004 году, однако инвестор к реализации инвестконтракта не приступал.
В феврале 2014 г. руководимый заместителем Мэра Москвы Н.А. Сергуниной «Штаб по вовлечению в хозяйственный оборот объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии», принял решение о передаче объекта в оперативное управление знакомому нам уже ГБУ "Финансово-хозяйственное управление Мэрии Москвы". 8 апреля 2014 г. Департамент городского имущества Москвы выпустил распоряжение о закреплении палат Гурьева за этим ГБУ «на праве оперативного управления».
Инвестор не согласился с такими решениями и пытался отменить по суду “односторонний отказ Правительства Москвы от договоров соинвестирования”, однако 5 октября 2015 года Арбитражный суд города Москвы отверг его требования.
Департамент культурного наследия города Москвы, между тем, не терял времени даром и еще в 2014 году утвердил предмет охраны объекта культурного наследия, где безмятежно фигурирует все прекрасное и ценное, что погибает в доме уже седьмой год. 20 октября 2015 года Мосгорнаследие утвердило охранное обязательство по памятнику.
Этот обширный документ прекрасен во всех отношениях, кроме одного: он представляет собою совершенно абстрактное обязательство соблюдать разнообразные положения законодательства о культурном наследии - без малейших признаков перечня конкретных работ, которые необходимо на нем осуществить, и конкретных сроков, в которые они должны произойти. Оговорено лишь, что вся конкретика должна быть отдельно предписана пользователю памятника Мосгорнаследием.
Палаты Гурьевых в декабре 2015 года
Случилась-таки и одна немаловажная перемена на объекте: он стал вновь, как и в первые недели после пожара, доступен для осмотра. Упавшим деревом раскурочило ограду, и в доме обосновались, вскрыв заколоченное окно, граждане без определенного места жительства. Если пройти по их следу, увидишь такое, что лучше не видеть. Парадные интерьеры XIX века, уцелевшие в огне 2009 года, практически погибли. В главном зале с зеркалом (теперь разбитым) обрушилось перекрытие, похоронив лепнину и плафон потолка, карнизы, подлинный паркет середины XIX века. От фрагментов настенной живописи почти ничего не осталось, погибла лестница с деревянными балясинами, уцелевшие пока перекрытия дышат на ладан.
Этот памятник нужно было экстренно спасать в декабре 2009 года. В ноябре 2015-го «Архнадзор» получил из структур мэрии ответ, что здание не включено в адресную инвестиционную программу города.
Здесь самое время вспомнить, что ГБУ "Финансово-хозяйственное управление Мэрии Москвы" официально распоряжается палатами Гурьева с апреля 2014 года, т.е. более полутора лет. А первый конкурс на противоаварийные работы оно попыталось провести в начале декабря 2015-го.
По нашей информации, в качестве причин такого промедления фигуровала сложность оформления государственной регистрации права собственности города Москвы на объект и права оперативного управления ГБУ. Если в городе Москве Финансово-хозяйственное управление мэрии Москвы испытывает с этим сложности – то я уж не знаю, что еще можно поменять в этой консерватории.
Согласно нашим данным, Мосгорнаследие, видя, что процесс затягивается, в 2015 году инициировало ряд стимулирующих совещаний в городских структурах, а в сентябре 2015 г. направило в ГБУ охранное обязательство, акт технического состояния и план работ по сохранению объекта культурного наследия. Кроме того, в ГБУ проследовало и отдельное предписание Мосгорнаследия об оперативном проведении противоаварийных работ.
Планировалось, что полностью комплекс работ по восстановлению палат Гурьевых будет проведен в течение 5 лет.
Сомневаюсь, что этот памятник способен столько ждать. Но если даже с ремонтом временной кровли и разборкой-установкой лесов у Финансово-хозяйственного управления мэрии Москвы не задается второй раз за месяц – какие сроки ему предписывать?
В общем, при каждом новом бравурном отчете об успехах столичной реставрации – вспоминайте палаты в Потаповском переулке, 6, стр. 1.
А потом вспоминайте бессмертную фразу Писарева: «Слова и иллюзии гибнут – факты остаются».
Фото: «Архнадзор»