«А зачем туда ходить?»

13.11.2015
«А зачем туда ходить?»

Евгения Твардовская

В городе Рассказово под Тамбовом завершается реставрация усадебного дома Асеевых (1902-1906 гг. постройки). Он создан, как и его «младший брат» в областном центре, по проекту знаменитого Льва Кекушева. И, похоже, что в своей биографии проходит те же жизненные этапы. Напомним, что год назад усилиями городской администрации и общественности, отреставрированный дворец Асеевых в Тамбове стал музеем - филиалом Петергофа, хотя высока была вероятность размещения там ресторана.

Теперь в местной прессе активно обсуждается будущее дома Асеева и всей его усадьбы в Рассказове, которую многие «по старинке» называют «Арженкой».

«А зачем туда ходить?»

Усадьба вместе с домом находится в оперативном управлении Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры (АУИПИК) при Минкультуры РФ. Существует проект развития территории и превращения ее в базу конного туризма, для чего, надо отметить, есть исторические предпосылки.

Но этот план не встретил в Тамбовской области стопроцентного энтузиазма.

«Люди не готовы, чтобы дом стал просто местом развлечения для определенного количества людей. Это предмет гордости области, предмет гордости тамбовцев. Решать судьбу этого музея без области, без учета мнения жителей, совершенно неприемлемо, да и невозможно», - сказал в интервью местному телевидению Сергей Чеботарев, заместитель главы администрации Тамбовской области.

Есть и другие точки зрения. Скажем, Надежда Толмачева, будучи еще начальником отдела сохранения, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия управления культуры и архивного дела Тамбовской области, заявила буквально следующее: «А зачем туда ходить? Категория значимости Асеевского дворца в Рассказово на улице Совхозной, 1, и здания Центробанка в Тамбове на улице Октябрьской, 7, одинаковая. Оба этих здания – памятники истории и культуры регионального значения. Никто же не рвется на экскурсию в банк? Есть один день в году 18 апреля, когда отмечается Международный день охраны памятников и исторических мест, вот тогда проводятся Дни открытых дверей, и у граждан есть право прийти и ознакомиться с интерьером».

Две такие крайние позиции, безусловно, имеют право на существование, но насколько полезно для памятника их практическое воплощение в сегодняшних условиях? Для этого надо вспомнить историю самого замечательного места.

Блистательное прошлое и блуждающая Венера

Комплекс усадьбы фабрикантов Асеевых находится на восточной окраине города Рассказово.

Дом задумывался как мини-дворец в классическо-модернистском стиле. Белые нарядные стены на ярком зеленом фоне окружающего парка, множество архитектурных элементов на фасаде, лепнина, чугунное литье, ручная роспись внутри дома — все это делало постройку сказочным дворцом. И внутренняя, и внешняя отделка отличались роскошью и тонким вкусом владельца. На территории усадьбы располагалось множество хозяйственных построек, частично сохранившихся: розарии, оранжереи, фонтаны, парк, Екатерининская церковь, конный двор и водонапорная башня.

В 1918 году, после национализации имущества, фабриканты Асеевы эмигрировали из страны. Особняк в Рассказове, принадлежавший Василию Тихоновичу Асееву, передали детской колонии, потом дому отдыха. В 1930-е годы в Тамбов были вывезены скульптуры Венеры и Аполлона. Они украшали роскошную мраморную лестницу в городском саду, которая вела к реке Цне. Начало спуска обрамляли  белые вазоны с цветами и тумбы, на которых и стояли Венера и Аполлон.

590173_original[1].jpg

Сохранились фотографии, на которых видна женская скульптура. Видимо, там она находилась до середины 50-х годов. Потом – и Аполлон, и Венера бесследно исчезли…

С 1950-х годов какое-то время в особняке располагалась школа, а затем, до 1990-х годов, – детский сад. Благодаря государственным учреждениям здание хоть как-то поддерживалось в живом состоянии, оставшись же бесхозным, начало стремительно разрушаться: кто-то разбирал и увозил керамическую облицовку печей, кто-то демонтировал элементы кованого металла и другие художественные элементы интерьера, например, картины, которые стояли в нишах стен, и скульптуры (такие предметы не могут пропасть бесследно – сегодня они продолжают свою жизнь в чьих-то частных домах). Отсутствие надежной крыши привело к тому, что стали гнить конструкции межэтажных перекрытий и осыпаться штукатурка с росписями.

58639_900[1].jpg

60666_900[1].jpg

«Рассказовские краеведы настойчиво боролись за спасение памятника, обращаясь с письмами в разные инстанции, приглашая центральное телевидение, и добились реставрации, - рассказывает Марина Климкова, искусствовед, краевед. - Здание находилось в тяжелейшем состоянии, поэтому многое в нем пришлось воссоздавать заново. Сегодня интерьеры почти утратили ощущение старины и выглядят блестящим «новоделом».

Проект возрождения

Чтобы понять, что же сейчас происходит с усадебным комплексом и кто будет его хозяином, мы обратились за комментарием к Олегу Рыжкову, руководителю АУИПИК. Вот что он нам рассказал: «Здание загородного дома Асеева В.Т. в городке Рассказово было отреставрировано за счет федерального бюджета. Исторически в комплекс усадьбы входил парк и еще ряд строений - конюшня, манеж, коровник и т.д. Эти строения разрушены сильно и расположены неподалеку, но входят в состав приватизированного совхоза. Парк за счет средств Агентства приведен в порядок, установлена новая ограда и за счет федерального бюджета отреставрирована уцелевшая часть исторической ограды.
Будущая судьба здания вызывает опасения. Арендаторов готовых платить за него - нет, музей на его базе не будет окупаться. Можно, конечно, повесить эксплуатацию на региональный бюджет, как это сделали с усадьбой в Тамбове, но есть идея поинтереснее, которую мы пытаемся реализовать. Она состоит в том, чтобы воссоздать всю усадьбу целиком и разместить там базу конного туризма, окрестности мы посмотрели, маршруты интересные есть. Тогда само здание усадьбы становится Клубным домом, где размещается администрация, общий ресторан, бильярдная, сигарная комната и один гостиничный номером класса люкс, но с этим номером проблема, так как не вписывается ванная/душевая комната.

Сами коттеджи можно строить по соседству на территории разорившегося совхоза. Для воплощения этой идеи необходима добрая воля собственников совхоза и содействие администрации - проложить дорогу, переложить уродующую парк воздушную теплотрассу и реконструировать канализацию. Администрация нас поддерживает, собственники совхоза хотят денег. Пока мы держим паузу до весны».

Финансовый вопрос

Безусловно, сделать во всех отреставрированных домах и усадьбах музеи – просто невозможно. Никакой казенный бюджет такого обилия культуры не выдержит. Здание должно зарабатывать - так или иначе. Но справедливо ли, что реставрация идет за государственный счет (озвучивают разные цифры – от 300 до 500 млн рублей), а прямую прибыль будет получать только один пользователь?

Но это не совсем так. Логика работы АУИПИК в следующем. Отреставрированные объекты сдаются в аренду, получаемая арендная плата тратится на реставрацию следующих государственных объектов и так далее. Так что казна свое в результате вернет с бонусом в виде сохраняемого объекта культурного наследия. А вот доступность памятника вполне может быть предметом дискуссии.

«Гостиница или туристический центр приведут к тому, что вместо общедоступного музея, результатами многомиллионной реставрации смогут пользоваться лишь единицы, толстосумы, - считает Олег Карнаухов, градозащитник, кандидат филологических наук. - В фондах музеев Тамбова и области огромное количество экспонатов, которые годами лежат в запасниках. Кстати, так были сформированы экспозиции тамбовского музея Асеева - за счет областных музеев. Кроме того, здесь можно было бы сделать экспозицию об архитекторе двух дворцов (тамбовского и рассказовского) - Льве Кекушеве. Тут можно говорить о туристах со всей России. Интерес к модерну сейчас огромный.  Кроме того, музей можно и нужновключить в туристический маршрут, связанный с Асеевыми и тамбовским предпринимательством. В Тамбове есть, по крайней мере,четыре здания, связанных с этой славной фамилией».

«Все-таки главная ценность памятника – его архитектура, от которой, как мне кажется, и надо отталкиваться при создании концепции для будущего использования, которая должна быть индивидуальной, - считает Марина Климкова. - Может быть, необходимо создать музей архитектуры, куда собирать и где демонстрировать интересные архитектурные детали дореволюционных построек, идущих под снос. Или можно открыть культурный центр, в котором лишь несколько помещений отдать под экспозиции, связанные с дореволюционной промышленностью, с историей рода Асеевых. Так или иначе, но асеевский особняк, отреставрированный на бюджетные средства, должен быть открыт для всех граждан, и мне непонятны высказывания сотрудника госоргана охраны памятников Н.М. Толмачевой, недоумевающей по поводу необходимости сделать здание доступным. Кроме того, сегодня, когда возрос интерес к туризму внутри страны, асеевский особняк может стать одним из достойнейших звеньев в ряду достопримечательностей тамбовского края. Он может быть пунктом остановки на пути в усадьбы Мара Боратынских, Караул Чичериных, Ольшанка Воейковых, Ивановка Рахманиновых-Сатиных».

  новая венера.jpg

Вариантов много – усадьба одна

Представители разных точек зрения на будущее асеевской усадьбы сходятся в том, что это ценный объект культурного наследия, который может окупаться и представляет туристический интерес. Теперь вопрос - в желании договориться и все-таки найти оптимальный вариант: и для культуры, и для финансов. Ведь вполне возможно организовать музей в некоторых помещениях усадьбы, устраивать посещения туристических групп по предварительной договоренности.

Разумных форм - много. А вот второго шанса на возрождение у усадьбы может и не быть.

Фото: АУИПИК, Марина Климкова

На главную