Архитектура в прицеле прибора теплового видения
Новую интересную методику диагностики состояния исторических зданий предложили российские исследователи. Сергей Вьялицин из московского ГосНИИ Реставрации с помощью тепловизионного метода изучил Выборгский замок, в котором в марте 2015 года дважды фиксировались локальные обрушения кладки.
«Тепловизионный метод – это метод начала и конца реставрационных работ. Он позволяет заподозрить наличие в стенах влаги или трещин, определить их местоположение для более глубокого изучения конкретных участков, но уже совершенно другими методами. Историко-архитектурная диагностика — это мониторинг. Нужно искать в разное время года при разной температуре стен. Иногда внутри хорошо видно, иногда снаружи», - рассказал ученый о своем методе местным СМИ. Эксперты-физики, опрошенные «Хранителями Наследия», восхитились остроумностью метода: аппараты теплового видения в настоящее время достигли индустриального использования, но используются в основном геофизиками. До лаборатории Сергея Вьялицина никому не приходило в голову смотреть через эти приборы на памятники архитектуры.
Один и тот же участок стены Выборгского замка на тепловизионном и обычном снимках. Темный фон обозначает места вероятных обрушений кладки.
«Обрушение стен тесно связано как с наружным, так и с внутренним климатом помещений. Причиной обрушений являются влага+мороз+время. Промерзания и оттаивания стен в период, когда наружная температура положительна, а ночью отрицательна, постепенно разрушают связующий раствор кладки. За столетия разрушения уходят глубоко в стену, и теплоизоляционные свойства стен значительно ухудшаются. При реставрациях идет восстановление, как правило, наружной части стен. А внутренние трещины остаются и не обследуются», - добавил Сергей Вьялицин.
В Выборгском замке ученому удалось обнаружить замурованную в XVI веке дверь, которая ведет, предположительно, в подвал башни Олафа. Еще в октябре 2014 года приборы указали на зону будущих обрушений кладки стены замка и Южного крепостного вала. Метод, как говорит Сергей Вьялицын, позволяет определить места для более глубоких (в буквальном смысле этого слова) исследований стен.
«Надо сказать, что всё же на общем фоне других памятников архитектуры Выборгский замок выглядит неплохо через объектив тепловизора, - считает исследователь. - Замку я передал всю информацию. Однако для реставраторов её недостаточно. Это только места для дальнейшего исследования. На какую глубину необходимо проводить реставрацию, неизвестно. Да и цемент, часто используемый реставраторами, может дать отрицательный эффект. Было бы неплохо обследовать центр города до и после реставрации. Думаю, появилось бы немало информации для реставраторов и археологов».
P.S. Из Выборгского замка, о необходимости неотложной реставрации которого много говорили в Ленинградской области после мартовских обрушений, в последние дни поступили три новости. Первая – хорошая: создан Попечительский совет Выборгского замка, который уже провел в нем 13 мая первое заседание. Среди попечителей - директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и знаменитый археолог Анатолий Кирпичников.
Вторая – очень хорошая: Международный банк реконструкции и развития выделил на работы по сохранению Выборгского замка 24 миллиона долларов. Еще 56 млн рублей было выделено на те же цели из федерального бюджета по госпрограмме «Культура России» на 2015 год. А из резервного фонда губернатора Ленинградской области дополнительно выделили 245 млн рублей.
Третья – очень жизненная: реставрационные работы в Выборгском замке начнутся не ранее чем через два года, поскольку быстрее разработать проект реставрации и провести его через процедуры необходимых экспертиз не получится.
На заглавном фото (ivbg.ru): трещина между Райской башней и основным зданием Выборгского замка в прицеле "тепловизора".