Четыре пожара в один день
12 апреля в России был поставлен антирекорд по числу пожаров памятников архитектуры. Сразу четыре объекта серьезно пострадали или были уничтожены огнем: два в Казани, один в Кириллове, один в Кургане.
В Казани сильно повреждено огнем здание фабрично-торгового товарищества «Братья Крестовниковы». Оно принадлежало Казанскому политехническому колледжу, однако в последние годы не использовалось, так как власти планировали передать его частному инвестору. Какое-то время им числился ГК «Нэфис», но передача так и не состоялась. По информации республиканской прокуратуры, собственником здания на данный момент является ЗАО «Казанский завод нестандартного оборудования».
Возгорание произошло под кровлей на мансардном этаже около полудня. Внутри находились двое охранников, которые позже покинули помещение. Уже к часу дня огонь перешел на второй этаж, и номер вызова был повышен до третьего.
Здание фабрично-торгового товарищества «Братья Крестовниковы» было построено в середине ХIХ — начале XX века, а в 2014 году его включили в список региональных объектов культурного наследия в Казани.
«На этой территории был целый квартал производственных и иных зданий, относящихся к этому заводу, — рассказал «Реальному времени» Радик Салихов, заместитель директора по научной работе Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, доктор исторических наук. — Он был крупнейшим в России по производству мыла, свечей и иной химической продукции. У них были торговые связи по всей России и за границей. Всего в Казани было два таких гиганта — это завод Алафузовых и завод Крестовниковых. На последнем предприятии персонал составляли несколько тысяч человек, поэтому там были большие корпуса, были производственные, служебные здания, и строение №113 — это одно из зданий, относившихся к инфраструктуре этого завода».
Объект представлял для Казани особую ценность, так как памятников промышленной архитектуры дореволюционных лет остались единицы.
«Знаете, потеря любого здания того периода в нашем историческом центре города — это, конечно, серьезно, — пояснил Салихов. — Теряется среда, теряется аура определенная. Старых домов сейчас становится все меньше и меньше, и мы видим тенденцию последних лет, что в Казани стараются буквально каждый старый дом, который остался после всех событий, лелеять, восстанавливать, реставрировать. Конечно, потерю такого здания, которое вошло в справочники и относилось к заводу братьев Крестовниковых, можно назвать неприятной».
О причинах пожара пока ничего не известно. Прокуратура Советского района Казани сообщила ИА «Татар-Информ», что проведет проверку в связи с возгоранием и выяснит полноту принятых мер по сохранению объекта культурного наследия, в том числе соблюдение требований пожарной безопасности при эксплуатации здания.
Практически одновременно с фабрикой Крестовниковых в Казани горел небольшой деревянный дом по улице Марджани, 44: это объект культурного наследия регионального значения «Дом Багаутдиновой (Марджани)-Апанаевой, 1873 г.» архитектора П. И. Романова.
Дом был построен на берегу озера Кабан по заказу жены (Б.-Ф. Я. Багаутдиновой) указного муллы первой соборной мечети Казани Шигабетдина Марджани. После его смерти перешел младшей дочери хазрата Бибихавве Апанаевой (1871 – 1945), которая была замужем за муллой Сеннобазарской мечети А.-К. Апанаевым.
Дом с небольшим пристроем-входом расположен торцом к улице, имеет двухскатную железную крышу и отделен от соседнего домовладения брандмауэром, главный фасад выходит на озеро. Является памятником жилой архитектуры в стиле эклектики с использованием элементов народного зодчества.
Зампредседателя Татарстанского регионального отделения ВООПИК Фарида Забирова так оценила двойной пожар: в Казань вернулись времена, когда кто-то строит бизнес на уничтожении прошлого: «Я полагаю, старые дома в центре поджигают за деньги, и дело прокуратуры и следствия - разобраться наконец в этом. Ведь обычно дело заканчивается тем, что обвиняют бомжей. А им нет резона жечь дома, в которых они живут! Или следствие приходит к выводу, что поджог совершили неустановленные лица. А их обязательно надо устанавливать, чтобы варварство не оставалось безнаказанным! Активисты из нашего общества сняли видео, на нем отлично видно, как быстро распространяется огонь по зданию товарищества Крестовниковых. Такое впечатление, что там все облито соляркой: пожарные пламя заливают, а оно вспыхивает с новой силой».
Впрочем, и на поджигателей есть методы: «Пусть те, кто, как я подозреваю, эти здания специально поджигал, не надеются, что теперь построят там новые стекляшки! Закон допускает только реставрацию и воссоздание таких объектов! И у нас такой опыт есть. Мы в прошлом году восстановили два дотла сожженных объекта. Плохо, конечно, что это фактически новые постройки, но они хотя бы сохраняют архитектуру исторического центра Казани», - подчеркнула Фарида Забирова.
В тот же день в Вологодской области, в Кириллове загорелся старый корпус районной больницы на улице Граве, 3. В ночь на 12 апреля огонь в окнах третьего этажа заметила пациентка больницы, расположенной напротив. В результате пожара огнем повреждена кровля здания и чердачные перекрытия. По предварительным данным, пожар произошел из-за неосторожного обращения с огнем неустановленных лиц, что было вполне ожидаемо.
Загоревшийся корпус больницы был построен в 1903 году и в последние годы не эксплуатировался. До того, как в 1924 году в нем разместилась городская больница, там работало духовное училище.
Здание является памятником регионального значения. Несмотря на то, что двери и окна в старом корпусе были заколочены, пожарные обнаружили, что одно из окон первого этажа вскрыто, сообщает МЧС России по Вологодской области. По словам очевидцев, в здании часто собирались бомжи и подростки.
Новостной портал Вологодской области приводит описание училища, которое сохранилось в Опросном листе за 1913 г.:
«достаточно обширно … каменное, надворные постройки и квартира смотрителя деревянные, в училище три этажа, помещения тёплые, сухие, кроме первого этажа. Фасад обращен на восток». Имеется «двор при училище, кроме того ученики пользуются площадью и небольшой рощей ... На училищном дворе баня … и каретник в одной связи с ледником и хлевом ... Водопровода нет, вода берётся из рядом лежащего озера, качество воды не всегда удовлетворительно». Здание отапливается голландскими печами. Во всех помещениях имеются стенные форточки. «Отхожие места – обыкновенные сортиры, по одному на каждом этаже и при квартирах смотрителя и помощника, помещаются внутри зданий на значительном расстоянии от классов и спален, тёплые, запах от них в помещениях бывает редко, обыкновенно в тех случаях, когда сильный ветер дует со стороны сортиров, нечистоты удаляются легко и достаточно. Выгребные ямы устроены за зданием. Освещение керосином во всех помещениях».
Наконец, вечером 12 апреля в центре Кургана загорелся - деревянный дом на улице Куйбышева, 20. Как сообщили местные СМИ, «это памятник архитектуры, стоящий в зоне застройки высотными домами. По этой причине жильцы не исключают, что дом могли поджечь». Жители дома при этом «рассказывают, что неоднократно жаловались на состояние здания и просили их переселить. Но этого не происходило. При этом и ремонтных работ в доме никто не проводил. Сейчас пожар потушен, ведется проливка конструкций».
Фото: Фаиль Гатаулин, ГУ МЧС России по РТ