Дом Малевича в Курске не признан домом Малевича. Но поставлен под госохрану

Дом Малевича в Курске не признан домом Малевича. Но поставлен под госохрану

14.05.2015
Дом Малевича в Курске не признан домом Малевича. Но поставлен под госохрану

Продолжение истории с борьбой за общественности за сохранение дома художника Казимира Малевича в Курске, о которой мы рассказывали в марте 2015 года, не привело к примирению властей и градозащитников. Напомним начало: общественность заметила, что начата разборка старинного дома № 17 на Почтовой улице, в котором, как принято считать, жил в 1899-1904 гг. со своей семьей Малевич. Поднялась огромная буча, публикации, телевизионные репортажи, написана была петиция, которую подписали в числе 30 000 человек важные люди в Москве, искусствоведы, преподаватели, профессоры и т.д.

Тогда мэр Курска Николай Овчаров заявил, что “никакого решения по его сносу администрацией города не принималось. Просто какой-то ушлый гражданин, очевидно, пытался снять с ветхого строения приглянувшийся стройматериал”.

В результате общественной кампании дом № 17 по Почтовой улице, как сообщает ИА REGNUM, поставили под государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения. Но – не как дом Малевича, а как «Дом А. Ф. Безходарного».

Курские краеведы и эксперты выяснили, что нынешний дом № 17 – это «другой» дом № 17. Улицу несколько раз перекраивали, нумерацию меняли вдоль и поперек. Вот и получилось, что тогдашний, «Малевичский» дом 17 - это теперь дом 13. Короче говоря, вся улица Почтовая тянет на исторический квартал имени Малевича, а символическое действие в виде постановки на госохрану одного дома «не сработает». Вот так можно было бы понять краеведов. Все дома, по крайней мере, по нечетной стороне, интересные. 

Но можно позицию краеведов трактовать совсем иначе: «Общественность культурная ваша – дураки, сами не разобрались, где жил и творил Казимир-наш, свет, Малевич, а говорят». Для полноты картины оказалось, что в доме № 13, бывшем № 17, сейчас Единый рассчетно-кассовый центр. Стоит ли говорить, что никому в городе не приходит в голову перевести этот центр в другое место. Зато концепция потенциального музея Малевича была проработана городскими властями быстро и подробно. Но затем отвергнута. Во-первых, выяснилось, что жил Казимир Малевич на Почтовой улице мало, да и не жил, а мучился. «Проживание известного художника на улице Почтовой было очень коротким вопреки сформировавшемуся сегодня представлению. Сейчас историческое здание, расположенное на ул. Почтовой, является объектом культурного наследия и в настоящее время находится под государственной охраной», - поведал председатель комитета по культуре Курской области Валерий Рудской.

Во-вторых, для создания полноценного и качественного музея курским властям нужны подлинные предметы, причем в достойном количестве. А их, увы, нет. «Даже реконструкция обстановки той жизни, с использованием так называемых типологически близких вещей, в лучшем случае даст картину жизни среднестатистического курского обывателя на рубеже XIX-XX веков, не более. Поэтому создание дома-музея Малевича, как полагают серьезные эксперты и специалисты музейного дела, не представляется возможным по совершенно объективным причинам», - заявил строгий к музейному делу председатель комитета по культуре.

Действительно, стоит ли делать музей быта курского мещанина, чтобы понять феномен Казимира Малевича? Спросим себя. И ответим парадоксально: «Да! Стоит!». Вспомним слова «когда б Вы знали, из какого сора растут стихи..», и другие слова вспомним. Но в культурном комитете строги к себе и другим. Нет подлинных предметов, принадлежащих художнику - и говорить не о чем.

А говорят ведь, и говорят много. А это вот зря, полагают в Курске. ИА REGNUM повествует, что Валерию Рудскому не нравится «шум» в прессе вокруг дома № 17. Борьбу курян за сохранение исторического квартала и создание музея Малевича чиновник объяснил «не глубоким погружением в творчество и биографию этого художника, а самым поверхностным представлением об этих серьезных вещах».

Какие именно серьезные вещи в творчестве и биографии Малевича стоит выделить и как правильно в них погружаться, Валерий Рудской не пояснил. Так, снаружи, кажется, очевидно, что нужно сохранять дома на улице, где он жил и завел семью, где родились его дети, где он писал, придумывал и организовывал первые выставки. Очевидно также, что раздражающий чиновников шум вокруг имени Малевича может помочь создать - первую в мире - музейную институцию великого художника и заодно создать великолепный туристический бренд для Курска. Хотелось бы, чтобы местные власти все же погрузились бы каким-нибудь образом в материал и вынырнули, обогащенными именно музейными идеями. И нигде бы не мерещился бы торговый центр или даже многофункциональных торговый комплекс с жилой и офисной функциями и подземной парковкой.

 

На главную