Дому Стройбюро опять грозят сносом
Дом Стройбюро в подмосковном Королёве, где были найдены уникальные фрески художника Василия Маслова, подлежит не восстановлению, а сносу, заявил 19 декабря мэр города Александр Ходырев.
"К сожалению, это здание в аварийном состоянии. Мое глубокое убеждение, что фрески, которые там есть, надо снимать, а здание нужно сносить. Это моя оценка, потому что я на месте лучше вижу, как это здание сейчас стоит, возможно, его нужно сносить и строить новое здание", - сообщил журналистам мэр Королева. Мэр добавил, что здание не подлежит восстановлению, поэтому его судьбу он будет обсуждать с Министерством культуры Московской области. Последнее слово”, как пояснил Александр Ходырев, все же остается за министерством культуры и специалистами.
Дом Стройбюро, построенный в 1928-1930 гг., признан специалистами ценным памятником архитектуры конструктивизма. Он имеет и мемориальное значение, поскольку входил в комплекс зданий Болшевской трудовой коммуны, посещавшейся знаменитыми людьми эпохи 1930-х гг., в том числе Нильсом Бором, Анри Барбюсом, Бернардом Шоу и др.
Снос дома Стройбюро, начатый осенью 2013 г. ради строительства на его месте коммерческого жилого комплекса, был остановлен - после протестов подмосковных градозащитников – по распоряжению губернатора Московской области Андрея Воробьева. В настоящее время полуразрушенное здание имеет статус выявленного объекта культурного наследия. Осенью 2013 г. на стенах здания были обнаружены монументальные росписи 1930-1931 гг., выполненные художником Василием Масловым, жителем Болшевской коммуны. В октябре 2014 г. СМИ сообщали о проведении Министерством культуры Московской области государственной историко-культурной экспертизы всего комплекса Болшевской трудовой коммуны, на предмет постановки его на госохрану как достопримечательного места.
По нашей просьбе ситуацию комментирует Мария Миронова, председатель Королевского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), лауреат Всероссийской премии "Хранители наследия" (2013):
- Мнение мэра Александра Ходырева не является мнением специалиста, это первое. Второе. Ситуация с домом Стройбюро - уникальна. Здание поставлено на госохрану уже в руинированном состоянии, когда было разрушено до фасада. То есть логика Ходырева могла бы сработать в случае традиционного для наших реалий сценария: дом был поставлен на охрану в нормальном состоянии, затем руинирован в силу объективных или субъективных обстоятельств и из-за физического состояния выведен из памятников.
Я считаю - подчеркиваю, это мое личное мнение, что причины заявления городского главы связаны с проектом воссоздания дома, который заказал фонд «Новый Иордан» (в феврале 2014 г. фонд подписал с властями Московской области соглашение о намерениях восстановить дом Стройбюро – Ред.). Он обошелся организации в полтора миллиона рублей. Деньги, по сути, выброшенные на ветер, так как делало проект Муниципальное унитарное предприятие «Управление единого заказчика». А это предприятие не имеет соответствующих реставрационных лицензий, не имеет права работать с памятниками. То есть по сути проект не может быть реализован на Доме Стройбюро. Конечно, сотрудникам фонда надо было посоветоваться с Минкультом, с ВООПИКом - и досадной ошибки удалось бы избежать. Теперь же, вполне вероятно, чтобы как-то этот проект реализовать, решили снять с Дома охранный статус.
Теперь все зависит от областного Министерства культуры. Оно, в отличие от Александра Ходырева, понимает, что такое памятник. Понимает, что в случае его сноса и возведения муляжа памятник прекратит свое существование; новое здание, даже в точности повторяющее прежнее, не будет представлять никакой ценности. Я очень надеюсь, что здравый смысл возобладает. Что чиновники вспомнят, как в прошлом году мы уже чуть было не лишились сразу и памятника архитектуры, и двух памятников монументального искусства – уникальных росписей Маслова.