Екатеринбург потерял ворота
Накануне Пасхи с входной группы екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря сняли строительные леса и «тепляк», закрывавшие, как думали горожане, ремонтируемое сооружение первой половины XIX века. Но на месте исторического здания красовались новенькие железные ворота меж двух столбов.
В заявлениях для местных СМИ председатель регионального отделения ВООПИК Олег Букин не скрывает недоумения:
– Первоначально был тепляк, а потом увидели, что нет сооружения, которому под 200 лет. Оно хоть и было чуть-чуть реконструировано, но не потеряло свой первоначальный облик. Эта конструкция была доминантой, частью храма. Она была освящена. Зачем её было сносить? Лукавить не нужно, состояние у неё было не идеальное. Но можно было укрепить отдельные детали, что-то заменить, а не рушить полностью. Видимо, это заказ подрядчика, и в этом месте запроектировано что-то другое.
Букин намерен теперь обращаться в прокуратуру и областное Министерство управления госимуществом (МУГИСО), по-прежнему исполняющее в регионе функции органа охраны наследия, и требовать восстановления входной группы монастыря с аркой, порталом и воротами. «На мой взгляд, тут есть признаки уголовного преступления по статье 243 УК РФ "Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия". Сейчас нужно проверить всю проектную документацию. Она должна была в обязательном порядке пройти историко-культурную экспертизу и быть согласована госорганами», - считает он. «Почему все это делалось в обход закона, непонятно, - добавляет Олег Букин. — При этом работы проводились без привлечения специалистов, которые знают всю историю монастыря и понимают, как нужно правильно реставрировать, ремонтировать здание. Например, по их мнению, с точки зрения безопасности как раз можно было разбирать все, что угодно, но только не фасадную часть».
МУГИСО, со своей стороны, отнеслось к происшествию с олимпийским спокойствием: в ведомстве пояснили журналистам, что входную группу никто специально не разбирал, а она сама обрушилась, после чего министерство было официально уведомлено монастырем о «планируемом демонтаже». «В начале марта обрушилась надвратная арка. Входная группа находилась в аварийном состоянии: по стенам шли трещины, выпадали кирпичи. Сейчас всё расчистили, организован временный проход, - комментирует ситуацию представитель МУГИСО Дмитрий Быков. – Сейчас решается вопрос о восстановлении. Все стройматериалы были собраны на месте. В планах никакого сноса не было. У нас есть официальные письма из монастыря об аварийном состоянии».
Настоятель храма "Большой Златоуст" протоиерей Алексей Кульберг в комментариях для СМИ возражает градозащитникам: «Входная группа не является памятником архитектуры, нет документов, свидетельствующих об этом. Ворота не взяты под охрану государством. Вот ограда взята. Есть охранные обязательства, которые монастырь несёт и усердно исполняет. Входная группа реально рассыпалась и создавала угрозу жизни людей. При демонтаже не был нарушен закон, была проявлена забота о безопасности горожан. Это формально, а неформально можно цепляться за действия людей. Нужно наоборот поклониться до земли людям, которые до безобразного состояния доведённый комплекс Ново-Тихвинского монастыря превратили в шедевр мировой архитектуры, культуры, живописи. Можно посмотреть, что было 10–15 лет назад и сейчас».
Досье. Часть зданий комплекса Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге состоят под госохраной как объекты культурного наследия федерального, а часть – как объекты регионального значения. В перечне на официальном сайте Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области (номер по списку 75) пообъектный состав монастырского комплекса включает Успенскую и Надвратную церкви, башню, ограду, Александро-Невский собор, церковь Всех Святых, два жилых корпуса, главный корпус, западные кельи, флигель, богадельню и больницу, рукодельный корпус, свечной завод, конюшня, хлебный амбар и хозяйственные постройки.
Комментарий «Хранителей Наследия»: Видимо теперь градозащитники, МУГИСО и прокуратура будут долго и мучительно дискутировать на тему – являются ли ворота частью охраняемой монастырской ограды. Позиция госоргана, думается, понятна заранее, поскольку он вряд ли захочет признать, что санкционировал демонтаж памятника.
Аналогичный случай был недавно зафиксирован в городе Слободском Кировской области. Там при реконструкции Христорождественского монастыря были уничтожены два прясла монастырской ограды. Вятская епархия на упреки в вандализме реагировала весьма похоже, а вот сотрудники госоргана охраны наследия – Департамента культуры Кировской области – повели дело противоположным образом: зафиксировали факт противоправных работ и направили заявление в полицию по 243 статье Уголовного Кодекса.
Фото: 1723.ru, Е1.ru.