«Итальянская забастовка» в Курганской области

Александра Меркулова
Александр Аникин, член Общественного совета при Министерстве по управлению государственной собственностью Свердловской области (МУГИСО), которое отвечает за охрану объектов культурного наследия, отчего-то заинтересовался ситуацией с памятниками в соседней Курганской области. Судя по его статье-отчету на сайте РИА «Регионы-online», а также публикациям в собственном «Живом журнале», Аникин тщательно, поверяя публикации в СМИ запросами в госорганы, а их ответы – осмотром объектов - изучил положение дел, посетив Курган несколько раз в августе и сентябре 2015 года. Наконец, он даже повстречался с руководителем госоргана охраны наследия Курганской области. «Хранители Наследия» знакомят читателей с результатами этой своеобразной общественной инспекции.
Как пишет Александр Аникин, краткое знакомство с памятниками Кургана «вызвало традиционное чувство: объектам внимания властей недостаточно. Часть объектов, в основном каменных, еще держатся, а вот деревянные требуют реставрации и ремонта».
Решив познакомиться с деятельностью курганского госоргана охраны наследия поближе, екатеринбургский разведчик выяснил, что сохранением объектов культурного наследия занимается Управление по охране объектов культурного наследия Правительства Курганской области. Анализ открытых источников ничего не дал: управление «отдельного сайта не имеет, в состав органов исполнительной власти области, согласно данным официального сайта Правительства, не входит. Еле удалось найти следы и упоминание об этом "секретном" управлении в разделе "Общество". Думаю, что охрана ОКН и их защита в Кургане также засекречена, именно поэтому ее всеобъемлющего характера не видно...»
Не удовлетворившись такими результатами, Александр Аникин направил запрос в Правительство Курганской области, в котором просил сообщить ему сведения о количестве курганских памятников, утвержденных зон их охраны, а также количестве предписаний, выданных за первые семь месяцев 2015 года собственникам и пользователям объектов - за ненадлежащую их сохранность. А заодно и о сумме наложенных за это штрафов.
Из Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Курганской области, созданного в апреле 2015 года, пришел весьма обстоятельный ответ (его Аникин опубликовал) за подписью его начальника Сергея Севостьянова.
В нем сообщалось, например, что за 2014 год органом охраны объектов культурного наследия было вынесено 21 предписание по устранению нарушений действующего законодательства, сумма штрафов составила более 100 тыс. рублей. Зоны охраны всех курганских памятников утверждены еще в 1990 году, но по старым стандартам. В 2015 году утверждены соответствующие новым требованиям закона границы зон охраны 3 объектов культурного наследия, а еще по 5 объектам эта документация – в стадии подготовки или согласования.
Поскольку в Кургане числится под охраной 92 памятника (4 федеральных и 88 региональных), общественник Аникин занялся простой арифметикой: «Приведение к требованиям действующего законодательства осуществлено только для 3 объектов, еще 5 могут получить охранную зону в ближайшее время. Таким образом, как минимум еще 10 лет Курганское правительство будет приводить документы по ОКН к существующим требованиям».
С аникинской же оценкой штрафных санкций к нарушителям законодательства трудно не согласиться: «Теперь о 21 предписании 2014 года. Получается, что в среднем на один объект культурного наследия выписано штрафов в размере 1 087 рублей. Конечно, стоило бы не об этой средней сумме сказать, а о 100 000 рублей, которые являются индикатором. Это индикатор не того, что штрафовать некого, а того, что данный механизм не стал реальной защитой для еще сохранившихся объектов, которые, видимо, могут стать не культурным наследием, а наследием безучастного отношения к истории».
Для прояснения ситуации Александр Аникин лично встретился с Сергеем Севостьяновым в его кабинете. «Со слов Севостьянова, Управление охраны объектов культурного наследия создано в составе Правительства области, самостоятельным юридическим лицом не является, также не имеет собственной бухгалтерии и отдела кадров. Отсутствие таких подразделений, во многом определяют незначительный штат сотрудников - 7 человек. За время с создания Управления, основная работа была сосредоточена на приведение регламентов Правительства и действующих нормативных документов к возникновению нового Управления».
Выяснилось также, что на территории Курганской области по состоянию на 1 января 2015 года числится 1105 объектов культурного наследия. Из них 10 памятников в аварийном состоянии, в том числе кельи и юго-восточная башня Далматовского монастыря. В неудовлетворительном состоянии – около половины памятников археологии.
Зато с территориями памятников все в порядке: в Кургане и Куртамыше определены их границы для всех памятников, в Далматове – для 95% объектов, в Шадринске – для 80%. Похожая статистика с утверждением предметов охраны объектов культурного наследия. В планах на 2015 год – полное завершение этой работы «по объектам капитального строительства». В бюджете текущего года на данный вид работ предусмотрено около 1 000 000 рублей.
В Кургане, как и по всей стране, большая проблема с памятниками архитектуры - жилыми многоквартирными зданиями. Например, с домом по Советской улице, 92 или «Домом фотографа Алексея Кочешева». Часть жильцов приватизировала квартиры, а часть нет. Сами жители провести реставрацию не могут, в муниципальном бюджете средств на нее тоже нет. Надежда была на законодательство о капремонте, но дом в соответствующие программыу текущего и следующего годов в нее не вошел, а если посчитать средства, поступающие от жильцов, то их не хватит даже на ремонт крыши... Как выйти из такой ситуации, пока не известно.
Есть и другие примеры. Постройка на ул. Куйбышева, 122 (административное здание винокуренного завода Дмитрия Смолина) является частью производственных площадей Акционерного общества "Кургандрожжи". Собственники бизнеса не только провели реконструкцию, но и в 2000 году установили памятник Дмитрию Смолину, стараются поддерживать здание в надлежащем состоянии.
Что же касается 100 000 рублей штрафов, оказалось, что эту цифру надо делить не на 21 предписание, а на 2 случая, когда в Кургане так были наказаны юридические лица после неоднократного вынесения им предписаний по устранению нарушений законодательства.
По итогам своей инспекции блогер Аникин сделал, в общем-то, благожелательный вывод: «Далеко не все в Кургане однозначно в деле сохранения объектов культурного наследия. Но сегодняшняя беседа в меня вселила определенную надежду... По крайней мере, таких результатов по охранному зонированию в Свердловской области, насколько я знаю, мы не достигли».
Мы же не можем не обратить внимания на одну фразу из официального ответа курганского Управления: «В связи с переходом в 2015 году полномочий по охране объектов культурного наследия от Управления культуры Курганской области в Правительство Курганской области деятельность по государственному надзору в сфере охраны объектов культурного наследия в течение 1 – 3 кварталов 2015 года была вынужденно приостановлена до формирования необходимой нормативной правовой базы и согласования с органами прокуратуры плана проверок на очередной год».
Эти слова означают, видимо, следующее: в Курганской области, в соответствии с новыми требованиями Федерального закона, создали самостоятельный, не входящий в состав регионального Управления культуры, госорган охраны памятников. Но не в виде отдельного органа исполнительной власти, а в структуре Правительства. Законодательство это позволяет, примерно так же сделали, например, в апреле 2015-го в Ингушетии.
Поскольку новое Управление (либо полномочия Правительства области по части госнадзора за культурным наследием), видимо, не упоминается в законодательстве региона, там решили взять тайм-аут до «формирования нормативной базы» и согласования плана с прокуратурой.
В своей беседе с руководителем госоргана блогер Аникин выяснил, что «ожидаемый срок согласования - первая половина октября этого года». Что же касается внеплановых проверок по обращениям граждан и юридических лиц - «такие обращения с начала 2015 года в адрес органов исполнительной власти Курганской области не поступали, поэтому и проверок не было».
Результат подобной трактовки своего правового положения – 9 месяцев (!) «вынужденного» воздержания от важнейшей функции органа охраны памятников – государственного надзора. Получается, что более чем 1100 объектов культурного наследия Курганской области как минимум на три четверти года оказались предоставлены своей судьбе, без даже теоретического шанса на то, что госорган может в случае чего прийти к ним на помощь . Честно говоря, такие истории в сфере госнадзора заставляют вспомнить о непревзойденном жанре т.н. «итальянской забастовки», когда люди ходят на работу и работают, но скрупулезное и нарочитое соблюдение всех пунктов всех инструкций фактически приводит к параличу или полной бессмысленности деятельности предприятия или офиса.
Заметим, что федеральный орган госохраны памятников – Министерство культуры РФ – подобные ситуации предвидел еще в январе 2015 года, когда новая редакция Федерального закона о наследии только вступала в силу. В циркулярном письме от 27 января, разосланном во все региональные органы охраны наследия, Минкультуры строго предупредило региональные госорганы: «Полномочия по государственной охране объектов культурного наследия, включая государственный надзор и административную практику, в полном объеме исполняются ныне существующими органами охраны объектов культурного наследия в каждом из субъектов Российской Федерации. Это обусловлено необходимостью соблюдения базового правового принципа непрерывности исполнения властно-распорядительных полномочий органами государственной власти всех уровней. Данный принцип был неоднократно подтвержден судами всех уровней».
Добавим еще, что на сайте Правительства Курганской области в разделе новостей, рассказывающих о деятельности по охране объектов культурного наследия, сообщений за 2015 год пока ровно два. О регистрации объектов в госреестре и о новом порядке заключения охранных обязательств.
А вот о согласовании плана проверок на текущий год, ожидаемом в октябре – мы даже и не знаем, что тут вообще можно сказать.
Фото: msalexandr17.livejournal.com