Кижи хотят отказаться от реставрационных тендеров
ЮНЕСКО не поспевает за развитием музея-заповедника
Евгения Твардовская
Материалом о Кижском погосте мы завершаем трилогию о российских объектах ЮНЕСКО, которым 40-й сессией Комитета Всемирного наследия в Стамбуле были «прописаны» решения и рекомендации в июле 2016 года. (Выводы ЮНЕСКО по Соловкам и центру Ярославля на нашем сайте мы уже проанализировали). Напомним, что решения Комитета были приняты без обсуждений. Таким образом, статус решений получили заранее подготовленные проекты резолюций. Кижский погост в их общем списке имеет порядковый номер 58 (стр. 103).
Если оставить за скобками скандальные и имевшие нехорошие последствия для репутации и работы музея истории кадровых перестановок, в последнее время наиболее часто обсуждаемыми были три кижские темы: реставрация Преображенской церкви, планы по строительству входной группы музея-заповедника и развитие речной и транспортной инфраструктуры.
Все они нашли отражение в резолюциях ЮНЕСКО. А чуть раньше – в концепции развития Кижей до 2027, которая была одобрена Министерством культуры. И полезно эти документы, памятуя историю с Соловками, сравнить, дабы осознать, совпадают ли намеченные фарватеры и одинаково ли понимаются сторонами методы работы.
Выводы ЮНЕСКО нам прокомментировала Ольга Титова, руководитель службы управления и развития Объекта Всемирного наследия (ОВН) Кижский погост:
«В 2015 году Государством-участником было направлено в Комитет Всемирного наследия три документа по Объекту всемирного наследия Кижский погост:
1. Отчет о состоянии сохранности ОВН Кижский погост (за 2 года).
2. План управления ОВН Кижский погост (2016-2026 гг.).
3. Проект развития входной зоны музея-заповедника Кижи с обоснованием для проектирования и выполненной оценкой воздействия на наследие.
Комитет Всемирного наследия на основании отчета о состоянии сохранности ОВН Кижский погост, а также отчета консультативной миссии ИКОМОС на ОВН Кижский погост выразил одобрение отличной работы по сохранению и реставрации Преображенской церкви. Что касается Проекта развития входной зоны, а также Плана управления – ни тот, ни другой документ на данный момент не получил согласования Комитета. ИКОМОС признает, что данные документы не успели рассмотреть до начала сессии Комитета всемирного наследия из-за высокой загруженности экспертов. Мы договорились с ИКОМОС о взаимодействии по данным вопросам и намерены довести документы до согласования до следующей сессии Комитета всемирного наследия».
Итак, эксперты ЮНЕСКО не успели ознакомиться с документами, но выводы брали отнюдь «не с потолка». Представители Комитета – в Кижах нередкие гости. В июле 2014 года и в октябре 2015 там побывала миссия консультативной группы МСОПИ (Международного совета по охране памятников и исторических мест).
Итак, в пункте 4 решений Комитет «с обеспокоенностью отмечает, что разработки, например, проекта входа в музей, по-прежнему планируются, несмотря на предыдущую просьбу к государству-участнику остановить любые разработки на территории собственности, прилегающих к ней территориях и охраняемой территории Кижского музея-заповедника, и вновь просит государство-участника изучить возможность повторного использования существующих зданий для размещения сотрудников музея для того, чтобы значительно уменьшить объем строительства новых конструкций».
Концепция развития музея (п. 7.3, стр. 16) подтверждает, что – да, проектируют и строить будут. Зона будет состоять из двух частей. Часть А – нынешняя, которую дополнят информационно-сервисным центром, продуктовым магазином, почтой, административными помещениями. Часть Б – будет у грузо-пассажирского причала, где построят жилье на 120 квартир, и помещения для служб музея. Также будет входная группа в деревне Оятевщина. Кроме того, пунктом 7.2 Концепции заявляется строительство специализированного экспозиционного реставрационно-хранительского комплекса.
Далее – больной вопрос про причалы. Комитет в своем анализе с удовлетворением констатировал, что «бросающийся в глаза ресторан на воде перенесен в другое место». Вместе с тем эксперты отметили, что к гостевому домику присоединен большой плавучий причал. Таким образом Пунктом 5 Комитет «Вновь заявляет о том, что контроль над развитием и регулированием речной системы, а также землепользование остается существенной проблемой и требует строгого соблюдения правовых норм и внимательного подхода к развитию туризма».
Посмотрим Концепцию. Не сильно углубляясь, пункт 7.5 предполагает: оборудование причалами музейных объектов, расположенных в пределах охранной зоны музея (причем в качестве оптимальных рекомендуются как раз плавучие причалы), также предполагается обустройство вертолетной площадки для доставки туристов воздухом, что особенно актуально зимой.
Наконец, Пункт 7 резолюций ЮНЕСКО касается Преображенской церкви, отмечается, что ее «восстановление переживает сложный период». Комитет «просит государство-участника» среди прочего о двух вещах: отдать предпочтение традиционным методам; «восстановить каждую часть постройки, в частности, балки небесного потолка, до состояния близкого к оригиналу, чтобы гарантировать подлинность и целостность Церкви». Отрадно, что в отечественной Концепции развития музея завершение реставрации Преображенской церкви указано в первом же ее этапе, рассчитанном на 2017-2020 гг.
«Реставрация Преображенской церкви идет постоянно. В этом году наша задача - отреставрировать 3-й пояс и продолжить работу с лемехом, - рассказала «Хранителям Наследия» директор Кижского музея-заповедника Елена Богданова. - Сейчас идет процесс согласования проекта завершения реставрации сруба. Думаю, он будет согласован уже совсем скоро. Финансирование предусмотрено в размере 258 300 тыс. рублей. Мы также хотели отказаться от проведения тендеров и работать с уже зарекомендовавшим себя подрядчиком, чья деятельность и результаты высоко оценены ЮНЕСКО. Пока мы работаем в этом направлении».
В том, что не касается Преображенской церкви, нетрудно заметить некоторое расхождение в ожиданиях Комитета ЮНЕСКО и планах развития музея, утвержденных Минкультуры. Это не может не внушать опасений по поводу повторения «соловецкого сценария»: когда формально утвержденные госорганом стройки начинали воплощаться в жизнь, став неприемлемыми для ЮНЕСКО и общественности, нанеся урон не только памятнику, но и репутации российских хранителей наследия.
В музее-заповеднике уверены, что в Кижах это невозможно.
«Что касается Концепции развития музея-заповедника «Кижи», предусматривающей ряд проектов развития инфраструктуры: согласно решению Коллегии Министерства культуры РФ музей-заповедник «Кижи» должен будет обеспечить выполнение оценки воздействия на наследие для каждого проекта и информирование Комитета всемирного наследия о проектах, предусмотренных Концепцией, - сказала нам Ольга Титова. - Это очень большая работа по каждому отдельному проекту. И выполняться она будет последовательно. Однако ни один масштабный проект развития инфраструктуры на острове Кижи не будет осуществляться без согласования с ЮНЕСКО. Музей заповедник «Кижи», являясь управляющим Объекта Всемирного наследия «Кижский погост», осознает высокий уровень ответственности за мировое культурное достояние, и стремится соблюдать международные требования относительно сохранения и развития культурного наследия».
Фото: Валентина Чаженгина, Виктор Васенин, пресс-служба музея, http://ptzgovorit.ru/content/ni-odnogo-brevna-za-dva-goda-restavraciya-kizhey-snova-probuksovyvaet, http://1001tema.ru/index.php?doc=3005251096&oid=222&option=com_presscan_article&pl=12277, http://igorpodgorny.livejournal.com/676129.html