Красота и скорость

22.11.2017
Красота и скорость

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы 1797 года постройки на окраине Вологды попала в сводки происшествий. 20 ноября там обрушился купол над центральной ротондой, не выдержав тяжести установленного в сентябре нового завершения с крестом. Никто не пострадал: рабочие к тому моменту покинули храм, завершив кровельные работы над его главной частью.

«Действительно, факт обрушения имеет место. Обрушение произошло над той частью храма, где не служат. Людей ни внутри церкви, ни на крыше храма и около него не было. Конечно, при восстановлении купола проводились какие-то расчеты нагрузки на кровлю. Но не стоит никого винить в свершившемся. Покровский храм долгое время не знал капитального ремонта, находился бесхозным. Он не имеет статуса объекта культурного наследия», - сообщил ИА «Вологда Регион» пресс-секретарь Вологодской митрополии Павел Щербина. 

вологда3.jpg

вологда1.jpg

Однако многолетняя бесхозность и дефицит средств не оправдывают обрушения храма XVIII века, коль скоро церковные люди взялись его восстанавливать. Кстати, с тем, что храм не является объектом культурного наследия и никак не защищен законом о наследии, не согласились активисты «Настоящей Вологды»: «Отличное заявление на фоне стандартной таблички рядом с церковью, гласящей о прямо противоположном. Покровская церковь — центральная часть объекта культурного наследия: достопримечательное место "Покровская слобода". Все работы должны быть согласованы с органом охраны памятников. Надеемся, что Комитет (по охране памятников – Ред.) заинтересуется "какими-то расчетами нагрузки", которые "конечно, проводились". Ну и налицо - повреждение памятника».

Комитет уже высказался, правда, пока в соцсети. Вот что написала в ФБ Елена Кукушкина, председатель Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области: «Храм - ценный градоформирующий объект, входит в состав предмета охраны достместа Покровская слобода. Снос запрещен))). Законодательство не позволило регламентировать ход восстановительных работ. Еще раз убедились в том, что "красота и скорость" в деле восстановления наследия - не главное. Жаль, что такой ценой». (Пунктуация и орфография сохранены – Ред.)

Совершенно непонятно, какое законодательство не позволило вологодскому охранному комитету «регламентировать ход восстановительных работ». Если храм входит в предмет охраны объекта культурного наследия (достопримечательного места) – то законодательство как раз прямо предписывает органу охраны памятников все регламентировать, контролировать и согласовывать. А по итогам обрушения – инициировать расследование и применить санкции к организаторам такой «реставрации». 

Но, как говорится, золотые слова Елены Кукушкиной о красоте и скорости - «да Богу б в уши». Результатом благих намерений из серии «быстрее, выше, сильнее» стало разрушение храма. Конечно, невольное. Но вполне рукотворное и предсказуемое. А значит, урок должен быть извлечен и ответственность должна наступить. Иначе получится, что храмы в XXI веке можно рушить вполне безнаказанно.

P.S. Комментаторы в вологодских соцсетях высказываются куда откровеннее официальных лиц:

«Скупой платит дважды. Вот что происходит, когда на таких объектах работают не специалисты».

«Тут даже дилетанту понятно, что сначала противоаварийные мероприятия нужно было провести».

«В карнизе явно прослеживается след глубокого вымывания раствора, а значит и до пяты свода дошло. Ни один конструктор в здравом уме не разрешит водружать на такую конструкцию что-либо».

«Не понимаю, на каком основании и разрешении реставрацию проводят не профессиональные реставраторы, что они там нареставрируют...»

На главную