Криминальное Копорье

05.10.2017
Криминальное Копорье

Ни ренессанса, ни реставрации

"Хранители Наследия"

Крепость Копорье из хроники культурной жизни, регулярно повествующей о ее бедственном состоянии, перекочевала в хронику криминальную и отметилась в сводках прошлой недели аж дважды.

25 сентября подросток получил многочисленные травмы, сорвавшись с крепостной стены. Он был госпитализирован в одну из больниц Санкт-Петербурга. Сообщается, что следователи проверяют, насколько безопасным для туристов было то место, где произошел инцидент. 

«С того момента, как крепость была передана в пользование областного Музейного агентства, на объекте установлена круглосуточная охрана. Участок, где произошёл несчастный случай, огорожен забором. Эта зона не включена ни в одну туристическую экскурсию. Предположительно, пострадавший мальчик, забрался на стену крепости со стороны близлежащего кладбища», — сообщила заведующая копорским филиалом ГБУКЛО «Музейное агентство» Лариса Медведева.

26 сентября стало известно об обысках уже в самом Музейном агентстве, по другому, но все же смежному поводу - в рамках уголовного дела, возбужденного еще в декабре прошлого года по ст. 159 УК РФ (мошенничество). 

Силовиков интересовали финансовые документы, связанные с реализацией бюджетного проекта по противоаварийным работам на крепости Копорье. По версии следствия, более 4 млн руб., полученных в качестве оплаты, было похищено. Эти деньги были переведены компании АО «Ренессанс-Реставрация». Реставраторы обязались очистить стены и башни от растений, укрепить конструкции специальной металлической сеткой, обустроить пешеходные мостки и провести еще ряд работ, которые должны были обезопасить посетителей крепости. Но на самом деле значительная часть работ была выполнена лишь на бумаге.

Сообщается, что в рамках уголовного дела были проведены обыски по местам жительства и работы руководителей фирмы-подрядчика, привлеченных по договорам субподряда организаций, а также лиц, осуществлявших технический надзор и приемку работ в рамках контракта.

«В результате сотрудники полиции обнаружили и изъяли документы, свидетельствующие о причастности указанных граждан к совершению указанного деяния. В настоящее время решается вопрос об избрании в отношении подозреваемых меры пресечения», — сообщили в ГУ МВД по Петербургу и области.

Напомним, что объявленный в феврале 2016 года конкурс на разработку проекта реставрации объекта культурного наследия «Крепость Копорье (середина XV в., с церковью XVI-XVII вв.)» был приостановлен Минкультуры РФ вследствие протеста 12 экспертов.

Они направили в министерство письмо, в котором указали на то, что значительная часть проектной и исследовательской документации по реставрации Копорья была разработана еще в середине 1980-х годов и никак не принята во внимание в задании конкурса. А с учетом ряда других факторов, сумму контракта эксперты сочли завышенной на 50 млн рублей. Финансирование проектных работ было предусмотрено в рамках ФЦП «Культура России» и составляло рекордную сумму - 99 633 919,99 рублей (на 2016-2017 годы). 

«Ренессанс-Реставрация» тогда тоже фигурировала: ее сотрудники делали калькуляцию конкурсного задания и после протеста экспертов вместе с ними работали над новыми параметрами конкурса. 

htmlimage (3).jpg

htmlimage.jpg

htmlimage (1).jpg

DSC_0579.jpg

htmlimage (7).jpg

Чем все закончилось – «Хранителям Наследия» рассказала Ирэн Хаустова, член Союза архитекторов России, архитектор-реставратор высшей категории:

«Мы трижды уменьшали калькуляцию, а «Ренессанс-Реставрация» добавляла новые виды работ. В конце концов, оставили стоимость работ порядка 50 млн, но по требованию пользователя, Музейного агентства, с программой использования.
На этом наше сотрудничество прервалось, может быть, из-за внимания прокуратуры, которая начала расследование по противоаварийным работам в крепости.
В крепости закончили так называемые противоаварийные работы. Кого защищали: крепость от людей или людей от крепости, авторы не уточнили. С самого начала обращали на себя внимание следующие факты.
- Установлены ограждения внутри крепости из профлиста, что задерживает снег у стен, способствует интенсивному намоканию известняковой кладки;
- Натянута сетка на башни и кое-где на прясла, для чего вбиты штыри в кладку, что дает возможность воде проникать в кладку, а при замораживании расширять трещины;
- Щитами снаружи закрыты бойницы и проходы на ярусы башен, что препятствует просушке стен и внутреннего пространства башен;
- Уложена дорожка из досок, причем со ступенями (чтоб не попали туристы с ограниченными возможностями и мамы с детскими колясками) по территории крепости, установлены ограждения этой дорожки с перилами.

Что мы видим через год?
- Часть щитов повалена, часть исчезла, люди перелезают через щиты, ведь они приехали смотреть крепость, а не профлисты. Реплика одного из туристов - "Это стройплощадка?"
- Зимой и весной на деревянных дорожках, когда они обледенеют, будет сплошной каток;
- Некоторые щиты, установленные на бойницах и дверных проемах, уже отодраны и видна рыжая пена, на которой устанавливали щиты.
При этом ничего не сделано для ликвидации аварийности моста, а это единственный проход в крепость.
В сетках скапливаются ссыпающиеся с облицовки камни, а когда сетка прорвется, будет камнепад».

Именно силовые органы, а не профессиональное сообщество, все чаще становятся арбитром в вопросах реставрации и состояния объектов культурного наследия. Не сомневаемся, что следствие разберется, кто прав, кто виноват. Но  Копорье остается заложником ситуации. И не видать несчастной крепости в ближайшее время ни «Ренессанс-Реставрации», ни ренессанса,  ни реставрации. 

Фото: Ирэн Хаустова (2015-2016гг.)

На главную