Лето в Перми: памятники, варвары и герои
"Хранители наследия"
Минувшее лето оказалось в Перми урожайным на градозащитные истории с диаметрально противоположными финалами: от полной утраты исторических зданий до совершенно беспроблемной, образцово-показательной постановки объектов на охрану.
Новые архиерейские дома «не варварского» типа
На месте трех корпусов XVIII века, стоявших вдоль Камы (ул. Окулова, д. 2, 2а) и переданных в 2012 году в ведение Пермской епархии, в июне развернулось строительство. Исторические дома, в которых до революции 1917 года размещалось хозяйственное управление при епископских кафедрах, а затем – муниципальное жилье, были снесены в июле 2014 года.
Примечательно, что Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края было проинформировано пост-фактум и уже о том, что осуществляется вывоз мусора и расчистка стройплощадки. В ноябре оказался готов и утвержден проект реставрации и приспособления (что слишком быстро и наводит на мысль о том, что проект, как и снос, видимо, были подготовлены заранее). В новых зданиях разместится опять-таки жилье, хотя ранее Епархия называла такую функцию для церковной недвижимости «варварской».
Итак, Епархией успешно реализован самый банальный сценарий «как избавиться от памятника за пару лет», обычно используемый недобросовестными инвесторами средней руки.
Цена вопроса оказалась так и вообще невысокой.
В ходе передачи зданий Епархии и подписания Охранного обязательства, состояние корпуса «А» было оценено как руинированное, корпусов «Б» и «В» — как недопустимое. В документах прописаны необходимые ремонтно-реставрационные работы. Они проведены не были и Пермскую епархию оштрафовали на 50 тысяч рублей. (Кстати, к тому времени, видимо, корпуса уже были уничтожены).
После сноса Минкультуры также провело внеплановую, согласованную с прокуратурой, проверку. Выяснилось, что разрушение домов произошло «в результате негативного воздействия внешних факторов». По статье 7.14 КоАП РФ («Организация или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия») Епархию оштрафовали еще на 20 тысяч.
То есть три постройки XVIII века были оценены государством в сумму 70 тысяч рублей. Это ли не варварство?
Итак, сейчас на месте памятников архитектуры возводится новодел. Подлинных элементов никаких не осталось, разрушены даже фундаменты. Градозащитники будут добиваться исключения построек из Реестра объектов культурного наследия.
Суды «за и против» Речного училища
Все горячее лето 2014 года общественность и органы госохраны памятников Перми защищали от не прекращающихся попыток сноса здание Речного училища (ул. Александра Матросова, 13), которое находится в районе ценной средовой застройки. Не успела прогрессивная общественность обрадоваться, что зданию присвоен статус выявленного объекта культурного наследия, как главный антигерой всей истории – предприниматель Игорь Колесников - подал в суд на Минкультуры Пермского края. И этому уже было посвящено лето 2015.Колесников потребовал признать недействующим приказ о «Выявлении объекта культурного наследия «Речное училище», установлении границ его территории, утверждении режима использования территории и предмета охраны» и... добился своего.
Суд счел заключение эксперта ничтожным из-за того, что тот на момент работы находился с заказчиком (Пермский ВООПИиК) в трудовых отношениях (совместитель). Кроме того, экспертиза была сделана по фотографиям трехлетней давности, когда здание Речного училища еще не было доведено «стараниями» пользователя до утраты многих ценных элементов (в том числе кровли, декора) и т.д.
«В решении суда есть один замечательный довод против признания памятником, - отмечает активист Денис Галицкий. - Подлинность памятника крайне важна, а раз декор утрачен, то возникают сомнения, можно ли здание считать памятником. Впервые видел, чтобы суд по собственной инициативе обратился к проблеме подлинности».
Итак, суд встал на сторону Колесникова вобщем-то по формальным, но от этого не менее весомым и действенным признакам. И для градозащитников, и органов госохраны памятников это, безусловно, должно стать полезным уроком. Впрочем, и краевое Министерство культуры не растерялось. Не дожидаясь вступления решения суда в силу, ведомство выпустило приказ о выявлении объекта культурного наследия по новому порядку, как известно, теперь для этого экспертизы делать уже не требуется. И хотя Речное училище стало уже «полноценным» памятником, Министерство закрыло "брешь" в легитимности его выявления, что не может не радовать.
Памятник образцового содержания и образцовой постановки на охрану
В июле в Реестр выявленных объектов культурного наследия вошло здание вокзала (1908 г.) и водонапорная башня станции Кишерть Свердловской железной дороги. Это один из немногих сохранившихся в первоначальном виде вокзалов железной дороги Пермь-Екатеринбург начала XX века, которые были построены в едином стиле и составляли единый ансамбль на всем протяжении ветки. В таком же стиле были все станционные здания и даже жилые дома железнодорожников.
Деревянный модерновый вокзал работает и по сей день, причем находится в хорошей степени сохранности. В нем – подлинные планировка, печи, столярка, внешний декор.
«Всё прошло тихо, без отказов и склок, - отмечает Денис Галицкий, автор заявления о включении вокзала в Реестр выявленных объектов культурного наследия. - С моей точки зрения так и должно быть: надо подавать заявления не только в отношении аварийных объектов, но и в отношении используемых».
Фото: Владимир Соколов, Денис Галицкий